В Приморском академическом театре им. Горького состоялась необычная пресс-конференция - в виде разговорного перфоменса служителей Мельпомены и журналистов.
27 марта отметили Международный день театра, а 30 марта коллектив порадовал поклонников бенефисом актёрской песни. В ближайшем будущем зрителей ожидает ряд ярких премьер, в их числе древнегреческая трагедия «Царь Эдип», постановка «Мастера и Маргариты». В планах - гастроли, участие в российских и зарубежных фестивалях. Подробнее об этом рассказал художественный руководитель театра, народный артист РФ Ефим ЗВЕНЯЦКИЙ.
От Софокла до Булгакова
- Ефим Семёнович, в театре начались репетиции великой древнегреческой трагедии по произведению Софокла «Царь Эдип». Это будет постановка, отражающая античность?
- Четыре года готовились к этому грандиозному событию, и наконец, движемся к премьере. Большая удача, что мы встретились с греческим режиссёром Ангелосом Сидератосом. Он собирается представить приморскому зрителю древнегреческую трагедию в её первозданном классическом варианте. Никаких экспериментов, ремейков и так далее. Считаю, что произведение Софокла, которому более двух тысяч лет, для театра - наисложнейшая постановка всех времен. Будет хор, соответствующая хореография. Кроме режиссёра, из Греции приедет музыкант и композитор.
- И это не последнее сотрудничество театра на международном уровне?
- В апреле мы ждём супружескую пару из Америки - режиссёра и хореографа, здесь они начнут работать над чрезвычайно экспериментальным спектаклем, драмой «Великий Гетсби» по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. В этом же году мы встретим известного российского режиссёра Модеста Абрамова. Старшее поколение его хорошо помнит, в 70-е годы он ставил в нашем театре удивительный спектакль «Старик» и булгаковскую пьесу «Кабала святош». А я начиню работать над сценическим воплощением романа «Мастер и Маргарита», драматург Елена Исаева специально для театра написала инсценировку. У меня на столе лежит экземпляр пьесы, каждый день читаю-перечитываю, отмечаю, правлю…
- Вы уже ставили роман Булгакова на сцене родного театра 25 лет назад. Что заставило вернуться к этому произведению?
- Знаете, у любого человека есть свои любимые книги. Поскольку я худрук, могу выбирать то, что мне нравится. Всю великую русскую литературу, в том числе и «Мастера и Маргариту». Может показаться, что я не оригинальный. Почему возвращаюсь к роману вновь? Наверное, я что-то недоделал в первой постановке. Потом, с годами несколько иначе воспринимаешь каждую строку сочинения Булгакова. Но всё написанное им тогда со временем не теряет актуальности. Сегодня мы живём своими Мастерами, Маргаритами, Воландами. Писатель даёт мне право быть современным.
- Выбор не основан спектаклей для театра на их кинематографичности?
- Действительно, достаточно много произведений, которые идут на сцене театра им. Горького, ставились и ставятся в кино. Скорее всего, это случайность, а не закономерность. И это не связано с развитием кинематографии во Владивостоке, несмотря на то, что я возглавляю кинофестиваль «Меридианы Тихого». Это обращение к настоящей литературе художественного уровня. Произведения отнюдь не случайные, дорогого стоят.
Приступая к постановке известного наименования, всегда стараюсь убежать от виденного в кино и на театральных сценах, несмотря на то, что ставили гениальнейшие люди. Задача - почувствовать автора, его бесценный дар, не хочется, чтобы на сцене он обернулся искусственной пустышкой, разочарованием.
- Почему в этом году профессиональный праздник коллектив отметил бенефисом актерской песни?
- Это некая отсылка к легендарному шоу, которое в своё время очень критиковали. Мы ставили оперетту «Летучая мышь», мюзиклы - «Оливер Твист», «В джазе только девушки» и прочее. Отдельная история музыкальных спектаклей, связанная с присутствием на этой сцене крупнейших музыкантов Виктора Либерского, Владимира Смирнова. Возможно, праздничный концерт - пробный шар предстоящей работы над мюзиклом.
Не обмануть ожидания зрителя
- Ефим Семёнович, ожидания проходящего Года театра в России оправдываются?
- В основном, все планы на спектакли, которые я озвучивал ранее, воплощаются. Нас ожидает насыщенный гастрольный график. Мы отправимся в Ереван, где будем играть десять дней спектакли «Эдит и её демоны», «12 стульев», «Сергей Есенин. Исповедь» и пьесу «Товарищ». В сентябре труппа театра уезжает в Южную Корею, где покажет спектакль «Белоснежка и семь гномов». Одновременно в рамках международного фестиваля во Владивосток приедет южнокорейских театр. Благодаря идее Евгения Миронова, с 19 по 27 сентября в Хабаровске состоится фестиваль Дальневосточных театров. Будем рады, если получится поучаствовать в московском фестивале для детей и юношества с пьесой «С любимыми не расставайтесь». Рад сообщить, что на следующий год в приморской столице пройдёт международный театральный фестиваль стран АТР. Нам важен интерес власти, политиков к искусству. Я нашел большое понимание к театру губернатора Приморья Олега Кожемяко. Это чрезвычайно серьёзная поддержка гастролей, постановок, фестивалей, реконструкции здания, которое не ремонтировалось 40 лет. Надеемся на открытие в Находке филиала театра Горького. Нужно уметь быть благодарным.
Мы констатируем, что чиновники стали более внимательно приглядываться к тому, что происходит в области культуры. Готовы максимально приблизить их к театру, в котором работаем. Важно дать нам возможность ощутить себя созидателями. Услышать наши чаяния, наши пожелания. Просто полюбить театр. Поверьте, он этого заслуживает.
- Как движется вопрос реконструкции театра?
- На сегодня создана проектно-сметная документация, её передадут в экспертизу. Впереди - конкурсы, тендеры строительных подрядчиков. В идеале планируем отработать Новый год и уйти на реконструкцию. Пока будет идти ремонт, нужно решить массу сопутствующих вопросов с временным помещением, для того, чтобы труппа полноценно работала, гастролировала.
- Как принимают в театре молодое поколение?
- Мы находимся здесь в центре театральной жизни нашего города, края. Так сложилось, что ведущие актеры театра: Запорожец, Сергияков, Славский, Тимошенко, Салахутдинова - педагоги Дальневосточного института искусств. Они вкладывают в образование студентов то, что потом приносится сюда. И каждый молодой талантливый актер - это штучная история. Старшее поколение по отношению к ним настроено крайне тепло и доброжелательно. В театр трудно начинать не слишком одарённым человеком. Сегодня в мире искусства много опытов, поисков, экспериментов. Театр нуждается в новом поколении не только актёров, но и режиссёров, драматургов, художников, бутафоров.
- Есть такое мнение, что театру не стоит идти на поводу у зрителя. Вы согласны?
- Работая в театре, я служу зрителю. Нужно беречь тех, кто приходит в зал, не лицемерить, не обманывать их. Я хотел бы просить зрителя не изменять театру. И мы будет идти за ним. Не в угоду, но понимая степень его благоразумия, воспитания и желания.
- Международный день театра, для вас повторяется из года в год какими-то событиями, или он всегда разный?
- Прежде всего, это день признания в любви к тем, с кем ты служишь на сцене много лет, а также зрителю. Эмоции, чувства они не повторяются. И хотя коллектив молод душой, хочется, чтобы все сохранили своё здоровье. Время на улице меняется каждый день, каждый миг, и это не политическая конъюнктура, а это настроение людей, которые хотят прийти в этот зрительный зал, для которых театр важенсегодня и сейчас.
КСТАТИ
Премьера спектакля по трагедии Софокла «Царь Эдип» намечена на 30 мая. Посещаемость спектаклей в театре на высоком уровне, по статистике в среднем зал заполнен на 70%.