В октябре этого года театру исполняется 70 лет. К значительной дате коллектив подходит на пике творческого успеха.
Три последние премьеры - абсолютно разные по жанру, стилю и содержанию - собирают аншлаги. Сказка о семейном счастье «Сверчок за очагом», комедийная драма «Эмигранты» и постановка-вестерн «Волшебник изумрудного города» притянули зрителя магнитом.
В рамках празднования юбилея театр пригласил в гости Виктора РЫЖАКОВА, дальневосточного режиссёра и актёра, возглавляющего сегодня молодёжную студию театра МХАТ. Самым грандиозным спектаклем станет осенняя премьера - «Герои нашего времени». О том, в каких направлениях работает коллектив, рассказал его художественный руководитель Юрий ГОНЧАРОВ.
Премьеры и гастроли
- Судя по зрительским отзывам и полным залам, интерес к театру вырос. Вы сами это ощущаете?
- Это действительно так, первая половина года прошла успешно. Мы открыли малую сцену, показав на ней два разных спектакля. Поставили зарубежную классику - Чарльза ДИККЕНСА «Сверчок за очагом» - которая не шла в театре 12 лет, последней была, пожалуй, «Нора» Генрика ИБСЕНА в начале «нулевых». Судя по реакции людей и слезам в финале, зритель нас услышал. Сложная постановка «Эмигранты» режиссёра Сергея РУДЕНКА подарила блестящий актёрский дуэт - Сергея МУДРИЦКОГО и Алексея ХАСНУТДИНОВА. Фурор произвела и сказка-вестерн Лидии ВАСИЛЕНКО «Волшебник изумрудного города». По просьбе зрителей мы включаем в афишу дополнительные спектакли. Уже почти не спрашивают: «А где это, театр молодежи?». В коллективе ощущается эмоциональный подъём, это значит, что мы всё делаем правильно.
- 8 и 9 июля на прошёл спектакль «Несовременный концерт». Это творение молодёжного театра МХАТ. В чём его особенность? Для какой аудитории предназначена постановка?
- Гастроли МХАТа мы проводим в рамках празднования юбилейного года. Примечательно, что молодёжной школой-студией МХАТ руководит наш земляк Виктор Рыжаков. «Несовременный концерт» в чём-то можно назвать традиционным и новаторским. Конечно, МХАТ для многих - это тренд, символ русского театрального искусства. Для меня главным здесь является особая энергия спектакля. Студенты воспринимают окружающий мир немного не так, как уже состоявшиеся актёры - они не испорчены жизнью в социально-бытовом плане, более легки, независимы, и от этого рождаются яркие эмоции, мизансцены, принципы актёрского существования. Это ощущение того, что ты всё можешь, стоит только тебя чуть направить - и ты пойдёшь, побежишь и даже полетишь, а вслед за тобой и очарованный зритель. Молодость - особое состояние... Открою секрет, до этого сам я постановку не смотрел, хотя есть возможность увидеть в интернете. В живую лучше, это совершенно иное восприятие.
Серьёзный выбор
- Многие с нетерпением ожидают Печорина на сцене театра. Уже идут репетиции «Героя нашего времени»?
- Да, и сегодня я как худрук впервые посмотрю со стороны, что получается. Спектакль ставит с приморскими актёрами Александр ЛОБЫГИН, режиссёр из Иркутска, и его видение классики достойно воплощения. Этой премьерой мы планируем открыть юбилейный сезон в октябре. Признаюсь, к выбору спектакля-открытия мы подошли очень серьёзно. Во-первых, у нас в коллективе много горячих поклонников поэзии Михаила ЛЕРМОНТОВА. Во-вторых, на мой взгляд, уже в самом названии романа заключена какая-то тайна. Кто они, герои нашего времени? Когда-то у нас был Павка КОРЧАГИН, другие знаковые персонажи. Артист Владимир КОРОНЕВ в роли Ихтиандра, в фильме 1961 г. «Человек-амфибия», был также в своём роде героем. А сейчас - что это за образ? Какой это человек? Кто может стать чем-то вроде маяка для подрастающего поколения? Для театра молодёжи это не праздный вопрос.
- Сегодня из классики делают андеграунд, ремейки - удачно и не очень. Будут ли в спектакле отступления от литературного источника?
- Классика обречена на то, чтобы становиться полем для экспериментов. Я не считаю, что это в целом неправильно по отношению к признанной литературе. Нужно говорить о каждом конкретном случае. Можно поставить андеграундную постановку, но сделать это с величайшим уважением к ГОГОЛЮ, ЧЕХОВУ, Лермонтову, и это почувствует зритель. Просто самовыражаться, взяв за основу какой-либо известный литературный материал, мне не особенно интересно. Наступает время, когда режиссёры перестают думать о себе, больше о зрителе. Знаю, что в постановке театра молодёжи сюжетная линия романа и все новеллы сохранены. Печорина в спектакле сыграет актёр Игорь СМИРНОВ. Впервые он талантливо проявил себя в драме «Язычники», в этом году мы приняли решение пригласить его в труппу на постоянной основе. Немаловажно, что в «Героях нашего времени» задействована практически вся труппа.
Про жизнь
- Какие постановки театра, идущие на сцене много лет, заслуживают особого внимания зрителя? Возможно, пересмотра, внутренних поисков?
- Я бы хотел обратить внимание на музыкальный спектакль «Бабий Бунт» поставленный по пьесам Михаила ШОЛОХОВА. С момента премьеры сменилось поколение актёров. В процессе привлечения новых исполнителей спектакль обрёл новую жизнь. Мы готовимся показать его осенью на театральном фестивале в Биробиджане. Это универсальная история, на которую продолжают идти зрители, просят, чтобы её показывали. Со временем постановка преобразилась - стала легче, веселей. Другой замечательный спектакль - «Ещё не вечер», в котором занято старшее поколение театра - заслуженные артисты России Александр ВОЛОСЯНКО, Галина КОПЫЛОВА, Евгения СЕРЕБРЯНСКАЯ, Ирина ТАРАСЮК, Алла ВАСИЛЬЕВА. У пьесы есть своя публика, но в чем-то она недооценёна, я порекомендовал посмотреть спектакль молодым людям. Как бы раньше спросили: «А про что фильм?» - «Про жизнь!». И хотя действие происходит не в России, эта история вызывает отклик в душе и в сердце.
- Зреют ли идеи новых постановок?
- У наших режиссёров, в том числе и у меня есть проекты, которые мы бы хотели воплотить в будущем. Такое совпадение, что речь идет о русской классике - о Чехове или ДОСТОЕВСКОМ. И возможно, когда мы будем обсуждать с актёрами идеи на первоначальном этапе, пригласим к открытому разговору всех желающих - школьников, студентов, преподавателей, критиков. Классика - как повод, думаю, что разговор перейдёт в плоскость жизни, ситуации в стране, внутренних отношений. К тому же мы приоткроем завесу тайны - что происходит до того, как начинается спектакль. Это интересно. Некое театральное промо. Возможность почувствовать наше настроение, интонацию.
- А вы чувствуете запросы современного зрителя?
- С моей точки зрения, время нагнетания отрицательных эмоций на сцене уже закончилось. Зритель не хочет банального развлечения, но и не приемлет никакой «чернухи». Сегодня происходит возврат к чему-то более высокому - к романтичным, красивым, лирическим историям человеческих отношений.
КСТАТИ
Сюжет комедии «Бабий бунт» о том, как казачки решили проучить своих мужей и женихов за беспробудное пьянство и кичливое убеждение, что «баба не человек». Евгений ПТИЧКИН написал прекрасную музыку, драматург Кирилл ВАСИЛЬЕВ сохранил в либретто особый казацкий говор. Очередной показ казачьей оперетты - 16 июля в 18.00. Трагикомедия «Ещё не вечер» поставлена по пьесе Айвона МЕНЧЕЛЛА. Жизнь вдовствующих дам течёт размеренно и без сюрпризов. Но, вот однажды на кладбище, где похоронены их мужья, появляется мужчина. Очередной показ спектакля - 29 июля в 18.00, малая сцена театра.
ВАЖНО
Адрес театра молодёжи: Владивосток, ул. Светланская, 15а, тел.: 8 (423) 226-48-89.
Елена ЖУКОВА