Премьера комедии «С наступающим!» (18+) состоялась 9 и 10 июня на сцене Приморского краевого академического драматического театра имени Горького. Это своеобразный подарок театру от Народного артиста России Сергея Гармаша, в этом проекте он выступил режиссёром-постановщиком. Пьесу написал более 10 лет назад столичный драматург, актёр и театральный педагог Родион Овчинников.
Когда комедию ставили на сцене театра Горького, сценография, музыка, литературный текст – всё осталось как в первоисточнике. Разве что актёры наши, приморские. Главные роли сыграли Валентин Запорожец и Сергей Лисинчук. История сложных человеческих взаимоотношений заиграла новыми оттенками.
На грани фола
Впервые комедия «С наступающим!» (18+) прошла на сцене «Современника» в 2010 году. О ней много писали критики. Вопреки ожиданиям, весёлый новогодний сюжет оказался не таким уж лёгким и праздничным. Пьеса написана не для развлечения и попкорна, не для бездумного хохота. И это с благодарностью отметила интеллигентная театральная публика Москвы. Спектакль продолжил жить на сцене Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова. Главные роли играют Сергей Гармаш и Игорь Скляр.
Это актёрская режиссура – Сергей Гармаш прожил роли одновременно всех персонажей.
О постановке пьесы «С наступающим» во Владивостоке стало известно за несколько месяцев. Народный артист России Сергей Гармаш приехал в приморскую столицу ещё в марте, рассказав журналистам об особенном отношении к городу, многолетней дружбе с театром Горького и его художественным руководителем.
«В этот театр я впервые приехал в 1987 году с большими гастролями «Современника», потом не только играл в антрепризах, но и выходил в ангажементе – в спектакле Ефима Звеняцкого «Пять вечеров», также дважды снимался здесь в фильмах (в комедии «Напарник» (12+) и приключенческом фильме «Нахимовцы» (12+)», – поделился Сергей Гармаш.
Владивосток – часто посещаемый артистом город, второй после Санкт-Петербурга. В марте на сцене театра Горького была представлена музыкально-литературная композиция «Живой звук» (12+) – актёр читал фрагменты из произведения Куприна и Паустовского в сопровождении струнного квартета. Гениальные строки русских классиков в неподражаемом исполнении тронули публику до слёз. Одновременно Сергей Леонидович приступил к работе над спектаклем.
Родион Овчинников написал пьесу о бывших однокурсниках по театральному институту. Преуспевающий шоумен Кирилл Цандлер (Валентин Запорожец) возвращается за несколько минут до Нового года в свой элитный дом, в квартиру, напоминающую музей, где то ли 6, то ли 12 комнат на троих. В квартире пусто – жена находит повод для ссоры, забирает дочку и уезжает. Цандлер выдвигает праздничный стол из квартиры на лестничную площадку. Вместо шампанского открывает бутылку водки и вдруг видит Деда Мороза: его вызвали для дочери, но забыли отменить. За ватным гримом угадывается лицо однокурсника Михаила Громова. Когда-то талантливый, подающий большие надежды молодой актёр перебивается новогодними выступлениями, при этом страстно ненавидя евреев, богачей, дешёвые сериалы… Мрачный, угрюмый, изрыгающий пафосные монологи, полные желчи и страдания, Громов – прямая противоположность Цандлеру. Конфликт неизбежен, застолье грозит обернуться дракой.
Однако точки соприкосновения найдутся. И будут и смех, и слёзы, и яростные нападки Громова, и язвительные ремарки Цандлера. И розыгрыши на грани фола. Динамично развивающийся сюжет, искромётные шутки, нелепые ситуации и правда жизни – не отпускают два с лишним часа.
Золотая середина
Декорации к спектаклю создал столичный художник Александр Боровский. Конструкция из стекла и железа впечатляет – два лифта (и они движутся!) в парадной современного дома, идущие часы и падающие за окном снежинки – всё это действует на эмоции, вызывая у каждого зрителя свои ощущения происходящего. Вся нагрузка по количеству текста, темпо-ритму и отданной в зал энергии ложится на главных героев, хотя и введено несколько второстепенных персонажей. Спектакль открыл для публики новый дуэт – Валентина Запорожца и Сергея Лисинчука.
«Я никогда не мечтал быть режиссёром, – сказал журналистам Сергей Гармаш. – Просто выполнил дружеское обещание. В процессе работы над спектаклем больше увидел, чем ожидал, с точки зрения импульса, настроя, подготовки»
Это всё-таки актёрская режиссура – народный артист прожил роли одновременно всех персонажей.
В пьесе «С наступающим!» (18+) – несколько планов. Бытовой – это и перепалка по телефону с жёнами и тёщами, сцена ревности к соседу – журналисту Бельскому, которого связывают изолентой и затыкают кляпом рот, а потом в пьяном душевном порыве прощают. По ходу пьесы выясняется, что у антисемита Громова еврейская жена, готовая родить ему четвёртого сына, а Цандлер взял дочку из детского дома. Громов узнаёт, что его богатый однокурсник купил квартирку в хрущёвке, где отдыхает душой, хотя там текут трубы и бегают тараканы – настолько ему наскучила дорогая квартира-музей. Откровение следует за откровением. Бытовые шутки сменяются чтением классики – стихами Тарковского и Пастернака, песней группы Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде».
Антагонистов объединяют воспоминания о юности, а когда они понимают, что больше половины однокурсников уже ушло в мир иной, начинается ещё более глубокое переосмысление прошлого. Каждый из мужчин задаёт себе вопрос о смысле жизни, о внутреннем кризисе, о том, как изменилась страна, в которой они живут.
Пространство времени расширяется, на сцене появляются представители старшего и молодого поколения. Ветеран (в исполнении народного артиста России Владимира Сергиякова), Света и Толя (Анастасия Писчик и Алексей Чихунов). А ближе к финалу к застолью на лестничной клетке присоединяется эрудированный бомж с экстрасенсорными способностями – Человек в исполнении Сергея Гончарова.
И всё-таки пьеса «С наступающим!» (18+) – это комедия, хотя некоторые критики в шутку или всерьёз окрестили спектакль театральным блокбастером. Вряд ли постановка требует слишком пристрастного отношения, но и до развлекаловки скатываться не стоит. Здесь будет хороша классическая золотая середина. Ведь спор между главными героями, по сути, неразрешим. В целом любопытно посмотреть, как воплотилась столичная драматургия на сцене приморского театра.