Ничего не предвещало осеннему Владивостоку яростных идеологических баталий. Поводом для споров, переходящих в откровенную ругань, недостойные оскорбления и вандализм, послужила установка на Корабельной набережной бронзового монумента российскому лауреату Нобелевской премии по литературе.
Дикость
Конец 80-х - начало 90-х не только лихое, но и невероятно романтическое время. Тогда советский народ, ещё вчера тайком читающий запрещённую в стране литературу, вдруг увидел любимые произведения в открытом доступе. Не верили, что роман о страшной правде сталинской эпохи - «Архипелаг ГУЛАГ» - хоть выборочно, но можно прочитать в журнале «Новый мир». Александр Солженицын стал настоящим героем, преодолевшим страдания, личностью, достойной огромного уважения. Но он же невольно стал символом развала тоталитарной системы.
И вот через 20 лет после возвращения Нобелевского лауреата на Родину, после его смерти мы наблюдаем несколько шокирующую картину. На авансцену выходит комсомолец, будто приземлившийся на машине времени из 1937 года. «За родину», «за Сталина» Максим Шинкаренко вешает на памятник табличку с надписью «Иуда», снимая происходящее на видео. Поднимает шумиху в соцсетях, где его сторонники пытаются расправиться с Солженицыным - унижениями и оскорблениями. Они уверены, что памятник «врагу России» нужно уничтожить, а Иосифу Виссарионовичу наконец-то поставить. Человек, совершивший акт вандализма, остаётся не наказанным. И это, что удивительно, находит поддержку у представителей старшего поколения.
«Максим поступил по зову сердца», - считает депутат краевого Законодательного Собрания от КПРФ Владимир Беспалов. Он же призвал власти и правоохранительные органы не наказывать «мужественного» парня. И в интервью одному из местных изданий сентиментально припомнил, какую тревогу и надрыв вызвало у него прочтение «Одного дня Ивана Денисовича».
«Поразила злость к существующей власти, - пожурил Солженицына депутат. - И за это ему дали, как и Михаилу Горбачёву, Нобелевскую премию. Надо бы разобраться в его военном прошлом. Но и сейчас кому-то эта фигура нужна, её пытаются раскручивать. Такие акции по установке скульптур я считаю незаконными».
Марина Баринова, член Общества изучения Амурского края: «Нет ни одной исторической фигуры, с увековечиванием памяти которой общественность пришла бы к однозначному мнению. Думаю, что в части установки городских скульптур важна опора на культуроведческеое сообщество. Людей, профессионально и качественно работающих в этой сфере, не так много. Они готовы отстаивать не свою точку зрения, а разумную. Они готовы сомневаться, обсуждать, соглашаться с противоположной точкой зрения. Убеждена, что в ситуации с установлением памятника мало кто подумал о Солженицыне. Монумент установили тихо, незаметно. Возможно, поэтому пошла такая негативная реакция. За вандализм стыдно. Я воздержалась бы от эстетической оценки памятника - вопрос не частного выбора. Но считаю, что в отсутствие культурной политики в городе и дальше будут происходить подобные вещи. Чем меньше власть думает о популярности, тем больше к ней приятия. И наоборот. А у нас популизм переходит все допустимые пределы».
Нуждается ли Солженицын в «раскрутке» - большой вопрос. Тем временем многие аналитики приходят к выводу, что в XXI веке в России у старшего поколения появилась амнезия на некоторые не очень светлые моменты истории, а молодёжь не очень-то хочет об этом знать.
«То, что происходит вокруг памятника, - дикость и мракобесие, - говорит политолог Пётр Ханас. - Солженицын - часть истории России. Он вернулся на родину, отправившись по гулаговскому пути через Владивосток. Корабельная набережная - место, откуда начинался город. На мой взгляд, есть хорошие предпосылки, чтобы скульптура стояла именно там. Солженицын безумно любил Россию, полжизни страдал. Да, он был причастен к формированию демократического мышления, к разрушению тоталитарного режима. И многим это не нравится, вокруг этого выстраивают новые исторические мифы, которые к Солженицыну как к мыслителю не имеют никакого отношения. Все, кто сегодня защищает вандалов, - недалёкие, невежественные люди, они пытаются получить политические дивиденды. За порчу государственного имущества, за вандализм по отношению к истории нужно наказывать и сажать».
А давайте не только вандалов прощать, но и всех, кто будет устанавливать или сбрасывать памятники по принципу личностных пристрастий? Люблю - ненавижу. Неугодные кому-то и почему-то монументы будут слетать с пьедесталов всё чаще и решительнее.
Почему он там стоит?
Комсомолец Шинкаренко апеллировал к мнению крае ведов, которые якобы «тоже не согласны». Неужели уважаемые в регионе специалисты одобряют поступок молодого человека?
«Я глубоко уважаю Солженицына, - успокоила краевед Нелли Мизь. - Но считаю, что место, где установили скульптуру, совсем для этого не подходит. Непонятно, почему он вдруг выходит из моря. Известно, что писатель прилетел самолётом, его встречали в аэропорту, на центральной площади, но никак не у набережной. Была отличная идея - на проспекте Столетия, где сохранилась часть сталинского лагеря, установить аллею, там же поставить памятники Солженицыну, Мандельштаму, Жжёнову. Это было бы более логично».
Нелли Мизь убеждена: отдельные скульптурные композиции вносят в архитектурное пространство хаос, перегружают городскую среду. В итоге памятники наступают друг другу на пятки. Город «скукоживается».
«Солженицына вклинили между двумя большими памятниками, - продолжает краевед. - Но у каждого монумента должна быть своя зона. Большое удивление вызывает установка скульптуры моряка на Лазо, возле 33-й аптеки. Что он там делает? Ловит такси? Но если он сошёл с парохода, то должен стоять в порту. Раньше, для того чтобы установить памятник, необходимо было постановление городского комитета, согласование с управлением культуры. Вопрос рассматривали со всех точек зрения - исторической значимости, необходимости, в соответствии с архитектурной обстановкой. Сегодня мы имеем отсутствие образования, культуры, уважения к тому, чью память собираемся увековечить».
К слову, не все городские жанровые скульптуры нового времени подвергаются критике маститых краеведов. К примеру, Нелли Мизь похвалила тех, кто кулуарно поставил памятник голливудской звезде Юлу Бриннеру. Главное, чтобы мнение уважаемых и образованных людей не использовали как инструмент идеологической борьбы и личного пиара.
Кстати
В 2007 году ВЦИОМ провёл опрос граждан России на тему событий 1937 года - прошло 70 лет с начала Большого террора. Выяснилось, что менее половины опрошенных помнят, что это был год массовых репрессий, а 3/4 россиян не смогли назвать ни одного имени человека, от этих репрессий пострадавшего.
Максим Бурдело, заместитель директора краевого департамента культуры: «Любые памятники по закону относятся к архитектуре малых форм. И для того чтобы принять решение об установке памятника на территории муниципального образования, решение принимает его глава, департамент культуры никакого участия в этом не принимает. Перед тем как установить памятник, всё-таки нужно учитывать мнение населения, пройти процедуру общественного опроса. Ведь это делается для людей, а не для чиновников, чтобы их похвалили. Из последних проектов лично мне приходится по душе памятник Высоцкому. К нему я привожу пятилетнего сына, знакомлю с творчеством легендарной личности. Думаю, что городу нужно больше подобных проектов».