Театр молодёжи вышел к зрителю в полном составе
НЕОЖИДАННОЙ ПРЕМЬЕРОЙ ВСТРЕТИЛ 75-Й, ЮБИЛЕЙНЫЙ СЕЗОН ПРИМОРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР МОЛОДЁЖИ. СПЕКТАКЛЬ-ФАНТАЗИЯ «СИНЯЯ ПТИЦА» ЗАИНТРИГОВАЛ ЗАДОЛГО ДО ВЫХОДА, ОДНАКО РЕЖИССЁР ВИТАЛИЙ ДЬЯЧЕНКО СУМЕЛ СОХРАНИТЬ ИНТРИГУ.
Пьесу к спектаклю написала драматург Олеся Потапова. Сказка Метерлинка «Синяя птица» послужила драматургической канвой, главным стала ожившая история театра.
ПРОВАЛА ПРОШУ, ПРОВАЛА
Виталий Дьяченко - режиссёр из Санкт-Петербурга, в последнее время он тесно сотрудничает с театром молодёжи и умеет поразить публику неординарными постановками. Метод режиссёра хорошо изучили журналисты - как можно меньше информации до премьеры, попытки разузнать подробности об очередном спектакле ни к чему не приводят. Более того, накануне открытия сезона режиссёр заявил, что «Синяя птица» обязательно должна провалиться, как это случилось в практике самого Станиславского.
- Я не знаю, получилось у нас или нет, - сказал Виталий Дьяченко. - Не получилось - тем лучше. "Синяя птица" - это пьеса, которая должна "не пойти". Это затруднённый мир, который все время "пробуксовывает".
Прочитав философскую аннотацию к театральной фантазии, где было много написано о Духе театра, журналисты и прочие зрители ещё глубже провалились в капкан неизвестности. Интрига удалась, в итоге - аншлаг на двух премьерных показах.
Первое, что увидела публика ещё до третьего звонка, - это собственное отражение в двух молодых людях, сидящих в зрительских креслах на сцене. Они явно скучали и не ожидали от предстоящего спектакля ничего хорошего. «Нас не проведёшь» - говорили их лица. Внезапно из сценического подполья появляется фея - заслуженная артистка России Екатерина Серебрянская - и обращает парня и девушку в героев сказки Метерлинка - Тильтиль и Митиль. Те отправляются искать синюю птицу, а время на сцене театра поворачивается вспять.
Перед публикой открывается мир, в котором часто всё не по плану, мир драм и конфликтов, проникновенной лирики и безумных озарений.
На скупых страницах Википедии история театра (который был и камерным, и ТЮЗом, и молодёжным) умещается в несколько строк. На сайте молодёжки она значительно дополнена. Но как оживить этот бесконечный ряд дат, фактов, имён? Что главного случилось за 75 лет? Чего нельзя упустить? Эта задача и стояла перед создателями спектакля. Режиссёр признался - для него история театра молодёжи «терра инкогнита» – неизвестная территория.
- Зритель не увидит на сцене поступательного исторического рассказа, театр готовит нечто совсем иное, - добавил Виталий Дьяченко. - Команда проделала большую исследовательскую работу, поднимая исторические документы и те самые факты. Свободная форма театрального выражения спектакля опирается на некие столпы, выраженные в значимых личностях и духе самого театра.
ПОВТОРИТЬ НЕПОВТОРИМОЕ
- Невозможно рассказать историю Театра, но можно попробовать ухватить его дух, словно птицу-счастье за хвост, - полагает драматург Олеся Потапова.
Перед публикой открывается мир, в котором часто всё не по плану, масса неудобств и преград, мир драм и конфликтов, проникновенной лирики и безумных озарений. Сегодняшние актёры самыми разными способами рассказали о театральных личностях. Так, Иван Синицын перевоплотился в редкого энтузиаста - руководителя первого во Владивостоке драматического класса Бориса Мильмана, откуда и вырос театр молодёжи. А Николай Тирищук изо всех сил старался повторить неповторимые интонации худ.рука 80-90-х Леонида Анисимова. Для каждой сцены найдены особые приёмы. Воспоминания о лучшей травести приморского ТЮЗА Надежде Айзенберг переложены в стилистику пионерской речёвки. А в какой пронзительной тишине прозвучала исповедь японского военнопленного от Адисона Салахутдинова, с которым актёр познакомился во время гастролей.
Спектакль получился невероятно познавательным для зрителя, который согласился пойти дальше Википедии, начал больше понимать о театре молодёжи. Действо уместилось в один акт, и оно не отпускало зрителей ни на минуту. Пульс огромного театрального сердца бился в такт современной действительности, с её эклектикой, многоплановостью.
Реакция счастливого зрителя однозначно показала - провала не произошло. Птицу удачи ухватили за хвост. И ещё, на мой взгляд, новая постановка стала отличной альтернативой юбилейным театральным официозам. В финале на сцене появляется весь коллектив - те, кто служит Мельпомене десятки лет, и те, кто пришёл в театр несколько дней назад. И это незабываемо! Смотрите «Синюю птицу»!
СПРАВКА
«Синяя Птица» – пьеса, ставшая прародителем детского театра. Первая её постановка была связана именно с юбилеем – 10-летием Московского художественного театра в 1908 году.