Пока всерьёз рассматривается один из пяти вариантов ТОРов с краевой пропиской. По оценке экспертов, наиболее подготовлен для этого проект промышленного парка «Надеждинский». Есть уже частные инвестиции, хватает и желающих разместить здесь свои производства. Что-то определённое станет известно буквально со дня на день.
Кто больше?
«Закон о ТОРах принят, ведётся работа по отбору первых проектов. На сегодняшний день в короткий список вошел один проект от Приморья, - сообщил вице-премьер - полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. - Мы его обсудим, а также посмотрим, в каком состоянии находятся другие проекты».
Окончательное решение будет приниматься правительством. Заявление было сделано 29 января во время совещания по данному поводу во Владивостоке. Трутнев говорил о «ближайших двух неделях», получается, к середине февраля прояснится, где регион начнёт расти с ускорением. Тем временем администрация края выложила ещё один козырь, предложив полпреду шестой вариант «игры на опережение»: портово-производственную территорию «Суходол» в Большом Камне с угольным терминалом и рыбным кластером. Терминал обещают закрытого типа, учитывая, очевидно, протестные настроения местного населения ввиду очевидного вреда экологии и здоровью от перегрузки угля традиционным способом.
Выделки стоит
Попутно активно обсуждается идея свободного порта Владивосток. Его теперь планируют раскинут аж на весь юг края, от Хасанского района до Находки. Идея хорошая, но, с учётом бюрократических реалий, пока сложная для воплощения. Дело в том, что для пущей конкурентоспособности портов региона предлагается создать здесь особый таможенный режим, не такой, как во всей России.
«Главная проблема, которую предстоит решить - административные барьеры, - считает Юрий Трутнев. - Сегодня деятельность портов контролирует большое количество организаций. Всё это затягивает процедуры таможенного досмотра, которые мы должны свести к минимуму. То же касается и портовых сборов - они должны быть минимальными... Это требует достаточно существенной подготовки, но меня порадовало то, что все предложения, даже самые революционные, поддержали представители контролирующих служб».
«Китай, ставший в прошлом году первой в мире экономикой, начал свой путь с четырёх территорий опережающего развития, - напоминает глава Минвостокразвития Александр Галушка. - Сейчас они распространяют этот опыт по всей стране. И нам надо поспешать, чтобы снова не откатиться в область благих намерений».
Кстати
В принятых к рассмотрению правительством проектах территорий опережающего развития фигурируют Надеждинский и Михайловский районы края, технико-внедренческая зона на острове Русский, Восточный нефтехимический комплекс в Партизанском районе и Находке, «Большой порт Зарубино» в Хасанском районе.