Примерное время чтения: 5 минут
317

Индустриальные парки - ускорение Приморья или бег на месте?

Завод по сборке лифтов во Владивостоке работает на комплектующих мировых производителей.
Завод по сборке лифтов во Владивостоке работает на комплектующих мировых производителей. пресс-служба администрации Владивостока

Приморью отведена одна из главных ролей в масштабном проекте: край претендует на создание 12 территорий опекрежающего развития. Пока на словах. А что получится на деле? Ведь речь о системном развитии региона заходит далеко не впервые. Да и свободные либо особые экономические зоны в Приморье - идея не первой свежести. 

Точки роста

Александр Галушка Фото: Пресс-служба Минрегиона

- Мы рассматриваем индустриальные парки как один из инструментов повышения экономической активности в регионах, прежде всего ориентированный на проекты малого и среднего российского бизнеса, - заявил на недавнем совещании по данному вопросу Александр Галушка, министр по развитию Дальнего Востока. - Если мы научимся создавать индустриальные парки, то затем сможем перейти к более крупным проектам – территориям опережающего развития, ориентированным на глобальную конкурентоспособность.

В каждом регионе Дальнего Востока есть свои приоритетные направления развития. Они обсуждаются с потенциальными инвесторами. Минвостокразвития работает в режиме постоянных консультаций с экономистами, экспертами и представителями малого и крупного бизнеса. Приморью на сегодня присоветовали парк строительных материалов в Надеждинском районе, агротехнопарк в Михайловском районе и создание особой экономической зоны по автосборке на базе завода «Соллерс» во Владивостоке. На очереди - особая портовая зона в порту Восточном. Обоснованную заявку на её создание должны подготовить к июлю. Кроме того, в районе Находки собираются развивать нефтехимическое производство.

Дважды два - не четыре

В принципе, механизм индустриальных парков хорошо отработан нашими соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Бери пример, неси домой. Но всё ли так просто?

В цехе «Дальзавода». Фото: АиФ / Анатолий Сердюк

- Вызывает неподдельное удивление пренебрежение в Приморье к серьёзным наработкам экономической науки относительно того, как строить региональное развитие, - говорит Максим Кривелич, преподаватель ДВФУ, финансовый консультант. – И если что объединяет экономистов разных школ, что это понимание: просто насаждением на Дальнем Востоке крупных сборочных производств экономику региона поднять нельзя. Дело не в том, что это может быть плохо сделано, а в том, что это в принципе негодное решение для данной задачи. В условиях дефицита рабочей силы нужны высокооплачиваемые рабочие места в новой, высокотехнологичной, экономике. Иначе мы будем вынуждены привлекать рабочих из-за пределов края, усиливая социальную напряжённость.

Государственное дело

Полпред в ДФО Юрий Трутнев не устаёт напоминать чиновникам, что ускоренное развитие Дальнего Востока - задача, поставленная президентом страны. Под неё создаётся серьёзная база на федеральном уровне. Значит, великий  край будет и паркам  в нем цвести?

- Это очередная попытка доказать населению Дальнего Востока, что правительство занимается проблемами региона, делает всё, чтобы здесь создавались рабочие места, чтобы население не уезжало, - говорит Александр Латкин, директор института международного бизнеса и экономики ВГУЭС. – Будет ли она удачной - вопрос. За последние 20 лет таких попыток сделано очень много, и все они были неудачными. Это свободные экономические зоны (СЭЗ) в Находке, в Еврейской автономии, на Сахалине. Была идея, при Евгении Наздратенко, весь Приморский край сделать зоной особого хозяйственного развития, чтобы все налоги оставались здесь. Борис Ельцин так и не довёл дело до принятия закона по свободной экономической зоне. Потом пошли уголовные дела. А средства разворовали. На фоне соседнего Китая, где всё получилось, для меня это было просто трагедией. Сегодняшняя инициатива по индустриальным паркам – хорошая, и давайте хоть что-то сделаем по-настоящему. Если она будет реализована, нас ждет действительный успех и реальные инвестиции, даже зарубежные. 

Вместо СЭЗ в Приморье появились международные поезда, перевозящие сырьё в Китай. Фото: АиФ / Сергей Кожин

Длинный рубль

Под большую идею выделены большие деньги. На создание одного технопарка площадью около 40 га дают 600 млн руб., регионы при этом почти не вкладываются.

- Двадцать процентов суммы должен вложить регион, остальные восемьдесят дает федеральный бюджет, - пояснил Юрий Трутнев. - Но мы говорим о том, что для Дальнего Востока надо менять пропорцию: 10% - средства регионов и 90% - средства федеральные. В этом случае от региона потребуется около 60 миллионов рублей - это вполне доступные средства. 

Создаётся и система государственных гарантий финансирования технопарков. Чтобы край, потратив свои деньги на их создание, не остался без федеральной поддержки. Главное при этом, чтобы эти деньги гарантированно были потрачены по назначению. Тогда, очевидно, и с опережающим развитием Приморья получится не как всегда, а индустриальные парки станут настоящими точками роста будущего региона. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах