Примерное время чтения: 9 минут
228

Игорь Смоляк: «Мы были готовы действовать и против пиратов!»

АиФ-Приморье № 09 26/02/2014
Игорь Смоляк, командир дивизии надводных кораблей ТОФ, капитан 1 ранга.
Игорь Смоляк, командир дивизии надводных кораблей ТОФ, капитан 1 ранга. / Анатолий Сердюк / АиФ

О том, есть ли повод для превосходных эпитетов, и каковы особенности океанской службы, рассказал Игорь Смоляк, командир дивизии надводных кораблей ТОФ, капитан 1 ранга. 

Поворот на север 

Анатолий Сердюк: - Примите поздравления с возвращением! Согласны ли вы, что нынешний вояж «Варяга» рядовым плаванием не назовёшь? 

Игорь Смоляк: - Поход в общей сложности занял около шести месяцев. К его неожиданностям отнесу тот факт, что по мере выполнения задачи нам поступила внезапная вводная о переходе из зоны Аденского залива в Средиземное море. Мы к этому были готовы, в первую очередь технически. В целом Индийский океан, Тихий и Средиземка - более 25 тысяч миль. 

Гвардейский крейсер «Варяг» у причальной стенки во Владивостоке. Фото: АиФ / Анатолий Добровольский

- Что оказалось самым сложным? 

- Климат и тяжелейшие погодные условия при переходе в Аденский залив и Красное море. Температура воздуха - плюс 40, вода - плюс 36 и стопроцентная влажность. Почти пять суток штормов в Средиземноморье. Это было серьёзным испытанием и для экипажа, и для материальной части.

Впрочем, условия не легче и в Индийском океане. А по пути домой, в Тихом, на нашу долю выпали суровые штормовые дни в Восточно-Китайском море. Нам пришлось идти практически 10 суток в условиях жестокого шторма до 7 баллов.

Кстати, впервые за последние 20 лет боевой корабль под Андреевским флагом оказался в Египте с неофициальным визитом. Это произошло 16 ноября в разгар политического обострения на побережье Африки. 

- Отдавали себе отчёт, что окажетесь в зоне эскалации и даже эпицентре военного конфликта?

- Это всё лирика (улыбается). А наш долг - выполнить приказ. Если ты мужчина с оружием в руках и принял присягу, то надо быть готовым к тому, что от тебя потребуется умение не только красивую форму носить и получать довольствие по норме.

Утро на рейде. Фото: пресс-служба ТОФ / Ильдус Гилязутдинов

- Продолжительность похода получилась едва ли не рекордной. 

- Не совсем так, бывали походы и до девяти месяцев. Но этот стал особенным потому, что был минимум заходов в порты и минимум стоянок. 

- С джентльменами удачи морей и океанов «Варягу» пришлось встречаться? 

- Для крейсера такие задачи не характерны. Тем не менее, на переходах мы были готовы действовать в том числе и против пиратов. На борту находились авиагруппа и спецподразделения антитеррора, готовые в любую минуту сработать против флибустьеров. 

В небе - авиагруппа поддержки Фото: пресс-служба ТОФ

Берег за нас 

- Как в этих непростых условиях проявил себя экипаж? 

- К боевой службе подготовились в ходе сдачи курсовых задач и учениях на Камчатке, поэтому слаженность экипажа вопросов не вызывала. Хорошо сработали электромеханическая и радиотехническая службы. Отлично проявили себя артиллеристы, за что они представлены к поощрению и правительственными наградам. Думаю, что с новой должностью и орденом будем поздравлять скоро и командира крейсера. 

- Одиночное плавание всегда таит опасность поломок, потери хода. Как проявила себя техника? 

- Эксцессов не произошло. Выходу предшествовала тщательная подготовка в базе, что себя абсолютно оправдало. Крейсер вышел в море в полной технической готовности. Естественно, что в огромном корабельном хозяйстве эксплуатация не обходится без мелких поломок. Но для этого и предусмотрены запасные комплекты. Так что всё оперативно приводили в норму. 

- Металл и то под гнётом рвётся, а как с адаптацией людей в непривычных условиях? 

- На борту «Варяга» была группа экстренной медицинской помощи, в состав которой входят хирург, терапевт, анастезиолог и стоматолог. Такой своеобразный походный госпиталь. К слову, за время похода нашими врачами было проведено три полостных операции по удалению аппендицита. Всё прошло благополучно, моряки через неделю вставали в строй. 

Полгода в море - не повод забыть о строевой подготовке. Фото: пресс-служба ТОФ

- С кем довелось сообща служить в южных широтах? 

- Корабли ТОФ отработали взаимодействие со всеми флотами России - Северным, Балтийским и Черноморским. Это и крейсер «Пётр Великий», и десантные корабли Черноморского флота, и танкер «Иман». Кстати, черноморцы помогли нам своевременно провести замену части экипажа, подлежащей увольнению в запас. 

- То есть матросы вернулись домой в срок?

- Точно так. Замена личного состава произошла, как и положено по приказу. Наши матросы были отправлены вовремя, поехали по домам из Новороссийска. 

Новый Год он-лайн 

- Оторванность от дома всегда была довольно тяжёлым испытанием помимо моря. Да и сейчас, наверное, приходится непросто? 

- Со временем что-то меняется. Например, экипаж всегда находился в режиме он-лайн, и моряки могли связаться с родными в любое время. Кроме того, в портах члены экипажа могли пользоваться мобильной связью. Так же, как если бы они звонили из Владивостока. Особенным в этом плане выдался Новый год. При помощи спутниковых каналов связи мы организовали видеоконференцию экипажа крейсера с семьями в Фокино и Владивостоке. Моряки поздравляли жён и детей в течение трёх часов. Подобное уже стало традицией. Во Владивостоке на связи находился БПК «Адмирал Пантелеев», как организатор телемоста, а «Варяг» был на переходе в Индийском океане.

- Как правило, походы наших кораблей - ещё всегда и некая дипломатическая миссия... 

- Безусловно. Скажем, в Египте мы была готовы к приёму встречи министров иностранных дел и нашего министра обороны. На Шри-Ланке тоже выполняли дипломатические функции. Представлять на должном уровне свой флот и Андреевский флаг - главная наша задача.

Разлука была долгой. Фото: АиФ / Анатолий Добровольский

 - Корабль встал к пирсу, а у офицеров, судя по деловой активности, дел только прибавилось? 

- Это время большой аналитической работы, обобщения опыта, который пригодится в будущем так же, как нам послужил опыт прежних походов. Это касается и организации связи, и знания некоторых теневых зон, и многих других аспектов дальнего плавания. Аденский залив, например, нами хорошо изучен. А вот Суэцкий канал мы проходили, опираясь на прежний опыт и нарабатывая собственный. 

- Наверняка коллекция сувениров из заморских стран пополнилась? 

- Для меня поход стал уже 18-м по счёту, и во всех странах, где мы были, довелось побывать раньше. Так что наши походы - не за сувенирами, а скорее - за опытом и знаниями каждого в частности и экипажа, как единого целого. 

Досье 

Игорь Смоляк родился 27 февраля 1968 года. Выпускник Черноморского высшего военно-морского училища имени адмирала Нахимова, Военно-морской академии. Командир соединения надводных кораблей ТОФ. Женат, воспитывает дочь.

От редакции

Приказом Верховного главнокомандующего Вооруженных сил РФ Игорю Смоляку присвоено воинское звание контр-адмирал. Поздравляем!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах