Это про таких, как командующий ТОФ в 1986-1993 годах Геннадий Хватов, песня: «Хоть всю жизнь служить в военном флоте». Пройдя путь от лейтенанта до адмирала, познав все стороны службы на подводной лодке, Геннадий Александрович и сегодня в строю. Почётный житель Владивостока, он активно участвует в общественной жизни, работает в комиссии по делам несовершеннолетних, готовит с единомышленниками предложения по возрождению вооружённых сил... Корреспондент газеты «АиФ-Приморье» Фёдор Устюгов накануне Дня рождения ТОФ взял решил поздравить адмирала и взять у него интервью.
Фёдор Устюгов: - Вам довелось командовать Тихоокеанским флотом в сложное время. Что было наиболее тяжёлым для той поры, что было сделано вопреки обстоятельствам?
Геннадий Хватов: - Мне пришлось руководить флотом в переходный период из одной социальной системы в другую. Я принял дела в декабре 1986 года: 450 боевых кораблей и катеров и почти столько же вспомогательного флота. Это был флот, который все уважали. Американцы относились с почтением, мы спокойно бороздили океаны. Лодки с баллистическим оружием находились в море всегда в достаточном количестве. Это было время расцвета флота. То, что сделал Горшков (Сергей Горшков, главком ВМФ - зам. министра обороны СССР в 1956-1985 годах. - авт.).
Конечно, я старался удержать, как мог, позиции флота. Но пошло сокращение финансирования. Можно бороться с чем угодно, а противостоять урезанию финансов безнадёжно. Корабли требуют постоянного ухода, своевременного ремонта. Даже при самом бережном отношении к технике время берёт своё. Берегли флот по мере возможностей, но боевой службы не ослабляли.
Президент промолчал
- В 1991 - 1993 годах стало меньше кораблей в составе сил постоянной готовности, но мы ни одного корабля не продали. Начались и трудности с личным составом. В 1992 г. я объездил все гарнизоны, проводил общие собрания, выслушивал все точки зрения на происходящее, чтобы сделать определённые выводы и доложить о них в Москве. С этой целью я прилетел в столицу в начале 1993 г., когда уже совсем плохо стало. Людям не на что было жить. Общую ситуацию свёл в графики. Всё получилось предельно ясно. Так было заведено, что по прибытии в Москву ты первым делом должен был обязательно посетить министра обороны. С Грачёвым отношения у меня были сложные. Тогдашние руководители флот не знали и относились к нему не совсем ответственно. Доложил состояние дел, сказал о своём намерении выступить на итоговом годовом совете Министерства обороны. А он: фиг тебе, не дам слова! И не дал. Ближе к завершению совещания приехал Ельцин. Я поднял руку: не дали слова сейчас, хочу лично доложить верховному главнокомандующему. Прибыл к президенту в назначенное время, всё рассказал, показал. В течение месяца обещали дать ответ. Но ответ так и не пришёл.
А здесь настал черёд Русского острова (зимой 1992-1993 годов умерло четверо новобранцев, у которых была диагностирована дистрофия. - авт.). Все они пришли с дефицитом веса. Мы с такими матросами работали, восстанавливали их вес. Не всем удалось помочь. Но был и такой случай, когда новобранец, не желая служить, глотал мыло, и его после приёма пищи проносило. Мне об этом медсестра сообщила. Стали кормить под постоянным контролем, он набрал вес. Это происходило на фоне нападок на вооружённые силы. Молодые люди стали отрицать служение Родине. Какие-то основы патриотизма мы загубили. Тем не менее, офицерский состав выстоял. Мы сумели удержать боеготовность и порядок.
Народ и армия
- В события августа 1991 года армия практически не вмешалась. Почему? Ведь среди путчистов был и министр обороны СССР.
- Думаю, всё было подстроено. Никто не собирался «путчевать». Если бы в то время дали команду, мы бы за четыре часа всё привели в норму, не допустили бы развала Союза. Не надо было вводить технику, арестовали бы человек 40-50 - и всё. Предательство чистой воды.
- На Украине силовое вмешательство привело к массовым жертвам...
- В том, что происходит на Украине, Россия не виновата, хотя пытаются свалить на нас. Мы поставили нелегитимное правительство? Мы сбросили избранного президента? И в коррупции там все замешаны. В итоге к власти пришли бендеровцы, эсэсовцы. Меня возмущает ещё и то, как можно забыть, что такое фашизм. Я его на себе пацаном прочувствовал. Дед мой погиб в 1941-м, под Москвой. А нас из Ярославской области эвакуировали на баржах в Сталинградскую, нынче Волгоградскую, область. Подошли к Горькому, нас немцы разбомбили. Сколько людей погибло, с ума сойдёшь!
И то, что произошло в Одессе, не поддаётся нормальному пониманию. Это чистый фашизм. Как на это реагировать, ведь дело идёт к войне? Надо садиться за стол переговоров всем сторонам, решать проблему миром, искать компромисс.
А Севастополь и Крым - наша земля. Только дурак может претензии по этому поводу предъявлять. И, насколько я понимаю, решение о передаче было, но парламент его не утверждал. К тому же и народ проголосовал за присоединение к России.
Время перемен
- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние дел с обороноспособностью страны?
- За 20 лет мы слишком много потеряли. Особенно за годы правления Сердюкова, когда мы фактически лишились армии. Шойгу встряхнул немножко. Надо хорошо осмотреться: с чем мы остались? Например, кто сейчас знает, в каком состоянии пирсовые зоны на флоте? Морской инженерной службы нет. И таких вопросов много.
Мы с единомышленниками пытаемся помочь разобраться в сложившейся ситуации. Обратились к министру обороны с предложением восстановить боевую подготовку, готовим документы по остальным вопросам. В этом участвуют, те, кто имеет опыт, знает, что надо делать, хочет ещё послужить Родине.
За 20 лет Тихоокеанский флот не получил ни одного нового корабля. Разве что буксиры, которые будут обслуживать строящиеся во Франции вертолётоносцы «Владивосток» и «Севастополь». Сейчас есть план кораблестроения, он, наверное, будет потихоньку воплощаться в жизнь. Но мы никогда не вернёмся к тем позициям, которые были 20-25 лет назад.
- Владивосток - форпост России на Тихом океане. Как вам город сегодня?
- С проведением саммита АТЭС он преобразился, похорошел. Много вложено денег, много делается с надеждой на то, что город станет притягивающим центром на востоке России. Что сюда и молодёжь поедет учиться, финансы польются чуть ли не рекой и т. д. Ведь буквально форпост - это передовой пост, начало в развитии. Надеюсь, что так и будет, что Владивосток станет культурным и экономическим центром российского Дальнего Востока.
- Ваши пожелания в День Тихоокеанского флота?
- Ветеранам, всему личному составу: любите свой флот! Отдавайте ему все свои силы, умения, знания, поддерживайте его боеготовность на должном уровне. И гордитесь, что вы служите на Тихоокеанском флоте!
Справка
21 мая 1731 г. сенат Российской империи учредил Охотскую военную флотилию, которая стала первой постоянно действующей военно-морской единицей России на Тихом океане. Впоследствии флотилия была преобразована в Тихоокеанский флот.