В учебниках и летописях хранятся знания по мировой и российской истории. Но не менее интересные факты могут рассказать картины. Вот только время неумолимо, и с годами они рвутся, темнеют, теряют краску, их поражает плесень и другие болезни.
Как помочь полотнам, знает Светлана Плешивцева, музейный реставратор, которая трудится в этой отрасли без малого полвека.
История болезни
- Реставрация одной картины занимает целый год?
- Не удивляйтесь, это длительный процесс, который длится порой несколько лет. И размеры полотна впечатляющие, практически два на два метра. После того, как работа попадает в мастерскую, её внимательно осматривают, выявляют все повреждения и дефекты. Также мы сделали фотографию, как выглядело полотно до реставрации, и только потом приступили к работе. И в первую очередь живописный слой оклеили пергаментной бумагой, используя при этом осетровый клей.
- Осетровый - то есть рыбный?
После тщательной проклейки холст снимаем с подрамника, раскладываем на столе и разглаживаем холодным утюгом, чтобы проклеить все мазки. Если они пастозные (объёмные), их можно раздавить, поэтому утюжим через фланель. Потом переворачиваем. Если на полотне дыры - ставим заплатки, а если холст ветхий - дублируем. Что и пришлось делать с полотном «Изгнание из рая». Работы много, она непроста. В самом конце небольшой кисточкой восполним масляными красками все утраты.
- В такие минуты, наверное, чувствуете себя настоящим итальянским художником?
- Нет, но работа очень кропотливая, требующая внимания ...
- Много раз слышала, как реставраторы используют в речи медицинские термины, а картины у них - больные.
Об иконах
- Реставратор - профессия мужская или женская?
- И мужская, и женская, хотя в ней больше мужчин. В нашей галерее так сложилось, что работают женщины. Нам приходится и холсты натягивать, и молотком стучать, в общем, заниматься тяжёлой физической работой.
Сейчас в залах галереи поддерживают постоянный температурный и влажностный режим. На его изменения реагирует не только сам холст и живописный слой, но и деревянная основа. Даже иконы со временем от сырости начинает вести. Это происходит потому, что доску под икону надо готовить правильно. Спил должен быть выполнен ближе к сердцевине, в противном случае она будет выгибаться.
- Как картина «Святое семейство» Рафаэля Санти, которую этой зимой демонстрировали приморцам? У неё доска тоже была немного выгнута.
- Говорят, что перед написанием икон надо получить благословение. Реставрацию это тоже касается?
- Знаю, что иконы художники пишут после совершения молитв. Но мы занимаемся реставрацией, а не письмом. Ни разу не слышала, чтобы реставраторы не начинали работу, пока не сходят в храм и не получат благословение. Лично я верю в то, что человек должен быть честным, относиться к своей работе ответственно и не причинять зла, тогда и не надо будет грехи отмаливать.
О шедеврах
- Какие уникальные произведения вам приходилось восстанавливать?
- Во время реставрационных работ натюрморта с газетой «Правда» художника-модерниста Павла Любарского я обнаружила на обороте холста ещё один натюрморт с лампой и яблоком. Он оказался более раннего периода, но не менее ценным. Казалось, что сохранить оба нет возможности, но я попросила изготовить подрамник и раму типа пялец - для двусторонней живописи. Предварительно реставрировала холст, под него подвела батист, заделала порыв, соединив его буквально по ниточкам. Сегодня это произведение можно рассматривать с двух сторон. Подобные находки не редкость. К таким работам особый подход, одновременно их смотреть невозможно, поэтому в экспозиции их демонстрируют по очереди - сначала одну сторону, а затем - другую.
- Что делаете, если изображение на картине остаётся загадкой?
О мистике
- Согласны ли вы с утверждением, что реставратор - профессия столичных городов?
- В деревне реставрировать нечего, так как все картины хранятся в городских галереях. Поэтому реставраторы - работники галерей.
- С зарубежными коллегами общаетесь?
- Безусловно. В 90-е, например, в Пекине я занималась реставрацией работ китайского живописца, который учился в Париже. Во время культурной революции его жена спрятала работы, а когда извлекла их, пришлось срочно искать специалиста для их спасения. Одна из картин, автопортрет, был наклеен на фанеру. Мне пришлось аккуратно дублировать полотно на холст. За месяц я сделала четыре работы. В Пекине хорошо принимали и находили всё необходимое - клей, пылесос, мраморный стол. С китаянкой мы общались, не зная языка, тем не менее понимали друг друга и расстались друзьями.
- Можно ли в домашних условиях отреставрировать старое полотно? Ведь сегодня так много советов в Интернете.
- Одно дело прочитать, а другое - сделать так, чтобы не повредить ни полотно, ни холст. Ведь работу можно так помыть, что краска расплывётся или того хуже, лицо героя исчезнет. Так что пусть каждый занимается своим делом.