Примерное время чтения: 8 минут
726

Чудесная пора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Приморье № 36 04/09/2019
Знания, полученные в школе, открывают дорогу в большую жизнь.
Знания, полученные в школе, открывают дорогу в большую жизнь. / Александр Витвицкий / АиФ

Каковы главные векторы в развитии системы образования в Приморье?

Более 200 тысяч детей приняли в новом учебном году школы региона, из них почти 23 тысячи - первоклассников. Заработали 483 муниципальные школы, 21 частная и 29 коррекционных школ-интернатов.

И хотя глобальных изменений в учебном процессе пока не предвидится, задач преобразования школьной среды множество. Как решается кадровый дефицит в образовательных учреждениях края? Сиоит ли запрещать в школах мобильные телефоны и другие гаджеты? Заменят ли электронные дневники бумажные? На эти другие вопросы и о том, какая работа идёт в рамках госпрограммы «Развитие образования Приморского края» на 2013-2021 годы в интервью «АиФ-Приморью» ответила вице-губернатор края, директор департамента образования Наталья БОНДАРЕНКО.

С первого на второе

- Наталья Валерьевна, несмотря на то, что новый учебный год официально начался 2 сентября, многие школы заранее проводили линейки и сборы. Родители возмутились, мол, последние дни не дали отдохнуть!

- С точки зрения законодательной базы всё довольно просто: образовательный процесс в школах страны начинается с 1 сентября. Если он выпадает на выходной день, то соответственно начало учебного года переносится. Чтобы педагоги вышли на работу в выходной, им нужно всем заплатить в двойном размере. Я категорически против неразумной траты средств. Если это способ привлечь родителей, то они могли поучаствовать в линейках и 2 сентября - это сложившаяся традиция, и это логично.

- Министерством образования поставлена цель о постепенном переходе школ на первую смену. Для нашего региона это реально?

- На самом деле 18% учащихся средних школ Приморья в этом году будут учиться во вторую смену. Надеюсь, эта проблема решится одновременно со строительством новых образовательных учреждений, привлечением в них нужного количества преподавателей. Других путей нет.

- 23 сентября в Находке прошла конференция, собравшая учителей, педагогов дополнительного и дошкольного образования, директоров школ и руководителей муниципальных органов образования. Каковы её итоги?

- Это первая конференция не только для меня, но и для губернатора края. Главная задача - задать вектор развития системы образования в регионе. Отмечено, что необходимо наладить систему взаимодействия между городами, образовательными учреждениями и управлениями образования муниципалитетов края. Не нужно по малейшему поводу равняться на практики центральных регионов, Москвы и Санкт-Петербурга, ведь у нас есть свои внутренние ресурсы. И то, что хорошо для Москвы или Казани, не факт, что заработает в Приморье - в силу разного менталитета, разных возможностей.

Ничто не заменит учителя

- Удалось укомплектовать недостающими кадрами школы края?

- Сегодня более тысячи свободных вакансий преподавателей различных дисциплин. В решении проблемы есть несколько составляющих. Это забота всех нас - директоров школы, ответственных за кадровый состав, муниципалитетов, которые должны создать условия для привлечения новых специалистов на свою территорию, департамента. Сегодня в крае принят ряд законов, позволяющих привлекать молодых специалистов, увеличена система финансирования на учебное оборудование и на ремонты школ в два раза. Повысились базовые оклады педагогам.

Думаю, что в дальнейшем нам необходимо работать не только с выпускниками приморских колледжей и Вузов, но и с учреждениями других регионов. В своё время многие талантливые педагоги ушли из профессии в связи с небольшой зарплатой и низким статусом учителя, думаю, что можно попытаться вернуть людей. Директорам школ нужно менять сознание, гибко выстраивая образовательный процесс, налаживая взаимодействие со средними специальными учебными заведениями. К примеру, в школу требуются специалисты информационных технологий, и это необходимо учитывать.

Подчеркну, что больше всего вакансий учителей английского языка, физики, математики. Многие уходят в частный бизнес, репетиторство. И наличие двух смен иногда объясняется нехваткой учителей начальных классов: преподаватель берёт два класса и ведёт их в разные смены.

- Много говорили о запрете сотовых телефонов, что имеем на сегодня?

- На уровне Рособрнадзора  и Роспотребнадзора готовятся рекомендации об использовании гаджетов во время учебного процесса. Уточню, речь не идёт о запретах. В частности, нужно давать послабление детям, имеющим хронические заболевания. Надо понимать, что проблема культуры использования сотовых телефонов касается не только детей, но и взрослых - тех же преподавателей, воспитателей детского сада. Если гаджеты не используются в данный момент в образовательном процессе, на уроке - какие-то ограничения быть должны. Пока в этом плане в новом учебном году ничего не меняется.

- Прижились в школах электронные журналы и дневники?

- Мы пришли к выводу, что программа «Электронная школа Приморья» работает пока слабо, и это мнение департамента образования и департамента информационных технологий. Недопустимо, когда педагоги вынуждены вести и электронный, и бумажный журнал. Принято решение о переходе на систему «Сетевой регион», постепенно меняя бумажные носители на электронные. Сама система даст много новых возможностей. Например, проходить аттестацию педагогам, с помощью уроков онлайн продолжать детям держать связь со школой - в поездках, при заболевании, в домашнее обучении. Изменения неизбежны. Важно понимать, что интернет не заменит живое общение учителя и учеников, эмоциональное взаимодействие.

Жизнь как дневник

- Наталья Валерьевна, а каковы судьба малокомплектных школ края, где учится менее ста детей?

- Я не сторонница закрывать эти учебные заведения. Во-первых, это не просто школы, это центры социума небольших городов, деревень или районов. Даже самое маленькое село живёт до тех пор, пока не закрывается школа. Во-вторых, отдалённые школы - это всегда вопрос безопасности детей. Надо правильно выстроить работу в таких образовательных учреждениях, их финансировать. Сегодня думаем над пилотным проектом «Мобильный учитель», согласно которому преподавателю за счёт бюджетных средств приобретают автомобиль, и он ездит работать в разные школы. Есть положительный опыт других регионов, нужно попробовать. Более того, стоит вопрос о том, чтобы учреждения дополнительного образования были максимально приближены к школам. В идеале школы должны стать центрами, где дети имеют возможность не только учиться, но и петь, рисовать, играть на инструменте.

- Жители поселка Рощино который год звонят и пишут в редакцию «АиФ-Приморья» с вопросом, когда будет достроена школа, которую ждут уже 13 лет?

- На самом деле, здесь комплекс проблем, который складывался годами, за один день его не решишь. В Рощино есть частично построенный объект, но за эти годы составлено столько проектно-сметной документации, что в первоначальном варианте его достроить фактически невозможно. Сегодня снова вносится изменения в проект, хочется верить, что достроим здание в следующем году. Денег в бюджете достаточно, но есть сложности в освоении средств. Допустим, сегодня проходит конкурс на строительство детского сада в районе Патрокла, и пока ни одна компания не вышла, и это беспокоит. А в Большом Камне детский сад практически готов, требуется лишь внутренняя отделка. Не понимаю, почему администрация не предпринимает никаких шагов? Почему молчат местные депутаты? Добавлю, что за два года нам предстоит построить 18 детских садов, и для этого необходимо заинтересованность всех уровней власти. В детских садах и школах нуждаются люди.

- Что вы хотели бы пожелать приморцам в новом учебном году?

- Прежде всего - позитивного отношения к школе. Очень часто наша жизнь по дням недели представляется в виде дневника, это говорит о том, какое значение имеет школа для каждого человека. Объяснимы и ощущения, что год начинается с 1 сентября. Я поздравляю с праздником учителей и желаю, чтобы в каждом ребёнке они нашли вундеркинда. Поздравляю родителей, у которых есть счастье - ещё раз прожить школьную жизнь. Будьте рядом, поддерживайте ребёнка, доверяйте школе. Помните,у нас одна цель - сделать детей счастливыми.

ДОСЬЕ

Наталья Бондаренко родилась в 1966 году в Находке. Окончила юридический факультет ДВГУ. С 1990 по 2008 год работала по специальности, оказывая юридическую помощь в статусе адвоката Приморской краевой коллегии адвокатов. Затем возглавила управление образования администрации Находкинского городского округа. Сегодня - вице-губернатор, директором департамента образования Приморья.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах