Примерное время чтения: 8 минут
582

Беспокойный адмирал. 170 лет исполняется в этом году Степану Макарову

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Приморья № 21 23/05/2018
О Макарове и Порт-Артуре в Русско-японской войне рассказывают в музеях края.
О Макарове и Порт-Артуре в Русско-японской войне рассказывают в музеях края. / Татьяна Меель / АиФ

Кузница кадров морских офицеров - Тихоокеанский военно-морской институт - носит его имя. Памятник ему, адмиралу Макарову, украшает Набережную улицу. Каждый год здесь собираются военные моряки - от высших чинов до простых матросов, чтобы почтить память человека, который при жизни имел непререкаемый авторитет на русском флоте. Исследователи полагают: если бы не безвременная гибель Степана Макарова в начале Русско-японской войны, события могли развиваться иначе. Сегодня в Музее города работает выставка «Корабли и люди», посвящённая той малоизученной войне. Историк и старший научный сотрудник музея Дмитрий Рыкунов провёл несколько экскурсий, раскрывая разносторонние грани личности вице-адмирала. Несмотря на избыток информации в интернете, он считает, что роль Степана Макарова в истории флота недооценена. И пора бы снять большое кино о русском флотоводце, которому довелось послужить на всех четырёх флотах: Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном. Последний, по сути, он сам и создал.

Жизнь - сплошной драйв!

- Дмитрий, достаточно ли внимания уделяется Макарову в программе общего образования?

-На уроках истории информация сводится к скупым фактам и его деятельности командующим Тихоокеанской эскадрой и трагической гибели. Вскользь упоминается имя Макарова в связи со строительством ледокола «Ермак». Многие не подозревают, человек какого масштаба ушёл в первые месяцы войны. Смерть Макарова повлекла упадок на флоте, настолько велик был авторитет его личности. Его боготворил и рядовой состав, и офицерский. Для него не было мелочей. Он лично занимался организацией досуга матросов. Следил, чтобы на кораблях были душевые кабины для кочегаров. Был человеком дотошным в лучшем смысл этого слова.

- Путь к большому чину у Степана Макарова оказался довольно тернист…

- Он родился в Николаеве Херсонской губернии в семье выслужившегося из нижних чинов флота прапорщика Осипа Федоровича. Его отец получил звание ровно за девять месяцев до рождения сына. Будущий флотоводец в девять лет потерял мать, переехал с отцом в Николаевск-на-Амуре, где глава семьи определил его на «казенный кошт» в штурманское морское училище. Биографы Макарова часто упускают важный момент - нравы, царившие в училище, едва не отбили желание стать моряком. Учебное заведение на восточной окраине России было весьма далеко от совершенства. Педагоги работали спустя рукава. Занятия велись от случая к случаю. Там царила дедовщина. Юный Макаров отдавал себе отчёт, что может пробиться только собственными усилиями. Много времени уделял самообразованию. Как он пишет в дневнике, настолько был увлечён подготовкой к экзаменам, что во время первой экспедиции по Амуру окружающих красот и не приметил.

Показав исключительные способности, с успехом окончил училище. Чин гардемарина получил только через два года, мичманом Макаров стал только в 1869 г., контр-адмиралом в 1890-м, вице-адмиралом - в 1896 г.

- Что скрывается за цифрами?

- Насыщенная жизнь, наполненная событиями, научными прорывами, авантюрами и приключениями. Он фактически побывал во всех точках земного шара. Обидно, что сценаристы и режиссёры до сих пор не обратили внимания на личность Степана Макарова и не сняли о нём художественный фильм. Он командовал кораблями и эскадрами, совершал кругосветные плавания, сконструировал ледоход «Ермак», покорив Арктику. Пять лет управлял Кронштадтом в должности военного губернатора. Занимался океанологическими исследованиями, публиковал научные монографии. Разработал морскую тактику броненосного флота, систему обучения и воспитания личного состава флота. Заслужил звание «беспокойного адмирала». Называли его «победителем брони», «дедушкой минного флота», «отцом ледокольного флота», «великим учителем военных моряков». Документальных материалов о нём написано много, но каждый раз, перебирая архивы, открываешь для себя что-то новое.

Разные эпохи российского флота - от адмирала Макарова до наших дней.

Пробивая льды

- Новаторство - неотъемлемая часть личности адмирала?

- Он предвидел развитие технических новшеств за много лет. К примеру, минное оружие стали активно использоваться в ХХ веке. Но ещё во время Русско-турецкой войны в 1877-1878 гг., командуя пароходом «Великий князь Константин», Макаров переоборудовал торпедоносный корабль в миноносный. С помощью боевой торпеды в январе 1878 г. на батумском рейде потопили турецкий сторожевой корабль. Согласно документальным свидетельствам, в августе 1887 г. во Владивостоке в Амурском заливе проходили минные стрельбы под командованием самого адмирала.

- Другой мега-проект адмирала - ледокол «Ермак»?

- Он лично присутствовал на строительстве ледокола в Ньюкасле. Англичане шутили, что Макаров бородой всю палубу вымел, интересуясь деталями процесса. А сколько потребовалось сил, чтобы выдержать противостояние чиновников, найти деньги, преодолеть сомнения и скепсис общественности, которая при малейшей неудаче ставила на ледоколе крест… Невзирая на это, «Ермак» прослужил 65 лет. Водил караваны по Северному морскому пути в мирные и военные дни. Именно «Ермак» снимал с раскалывающейся льдины четверку папанинцев.

- Почему во Владивостоке имя Макарова тесно связывают с первым в города музеем?

- Он участвовал в закладке музея Общества изучения Амурского края, в первые годы часто работал в его архивах, даже водил по музею экскурсии! Читал лекции о незамерзающей бухте Золотой рог. До сих пор в музее Арсеньева хранится костюм древних японских племён - айнов, этнографические коллекции, привезённые адмиралом из-за границы. И это так далеко от профессиональной деятельности флотоводца! Сохранилась стенография его речи на открытии музея. В частности, там есть такие замечательные слова: «Редкое единодушие высказалось в сочувствии к постройке музея. Здесь вы видите сапёра рядом с чиновником, моряка рядом с купцом, инженера рядом с гражданином». Музей построен на народные деньги, при полном единодушии горожан.

В море как дома

- Гибель Макарова связывают с мистикой?

- Судьба словно сыграла злую шутку: разработчик минного оружия погиб от действия мины. Броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине, буквально за считанные минуты перевернулся и ушёл на дно. Вместе с Макаровым погиб художник Василий Верещагин, свыше 600 офицеров и матросов. От великого флотоводца осталась только шинель, тело не нашли. Он считал море своим домом и обрёл там покой.

О необъяснимом тяжёлом предчувствии он писал в письме сыну Вадиму: «Вадим, тут идёт жестокая война, очень опасная для родины, хоть и за пределами её границ. Нет, не временный перевес неприятеля в силах тревожит меня. Но я чувствую (о чём ты пока никому не скажешь!), что нам - и мне в том числе - словно бы мешают. …А как бы сбоку подталкивают, как бы подкрадываются сзади. Кто? Не знаю. Душа моя в смятении, чего я никогда не испытывал».

- Что удалось сделать адмиралу за 35 дней командования?

- До его назначения на должность командующего Тихоокеанской эскадрой на флоте царило уныние. Адмирал переломил ситуацию: организовал непрерывные учения и стрельбы, укрепил оборону Порт-Артура. Бывал на батареях, в порту, вселял в людей бодрость и веру в свои силы. Современник писал: «Никогда не приходилось наблюдать такого увлечения, такого подъёма духа». Эскадра преобразилась, начала выходить в море. Известен факт, когда он, подняв флаг на крейсере Новик, бросился на помощь команде миноносца «Стерегущий». И это невзирая на угрозу жизни. Потеря командующего, его штаба и лучшего броненосца заставила русскую эскадру вернуться в Порт-артурскую гавань. Моё личное убеждение: если бы остался жив и принимал участие в боевых действиях, не было бы столь тяжёлых последствий для армии и флота.

- Сегодня очевидно, что памятник вице-адмиралу во Владивостоке гораздо лучше смотрится на Набережной, чем на Луговой?

- В 1967 г. его установили в центре площади Луговой, как объясняли туристам экскурсоводы, «на перекрёстке морских и земных дорог». Сегодня фигура адмирала ближе к морю. Главное, чтобы не только памятник замечали, но и больше знали о выдающемся человеке, имя которого тесно связано с Владивостоком. В рамках выставки «Корабли и люди» мы готовы восполнить пробелы в этих знаниях.

ДОСЬЕ

Дмитрий Эдуардович Рыкунов родился во Владивостоке в 1965 г. 1982-1988 гг. - учёба на Кораблестроительном факультете ДВПИ. В 2000 г. окончил исторический факультет ДВГУ. Старший научный сотрудник музея им. Арсеньева, автор исследовательских работ по истории кинематографа в Приморье, автор культурно-просветительского проекта «Синематека».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах