5584

Сны и явь в глубоком погружении

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Приморье № 42 16/10/2019
Подлодки СССР несли службу по всему Мировому океану.
Подлодки СССР несли службу по всему Мировому океану. АиФ

Книга офицера запаса «Камрань» находит читателей по всей России

Про «Невыдуманные приключения подводников во Вьетнаме» написал автор родом из Владивостока.

Он прослужил на подводных лодках более семи лет, и в зрелом возрасте написал воспоминания о романтике, иллюзиях, тяготах и курьёзах службы. В 2001 году Россия закрыла военные базы на Кубе и во Вьетнаме, и они стали историей. В книге приоткрыты завесы тайны тех времён. Она популярна у старшего поколения читателей, тех, кто знает о реалиях жизни подводников не понаслышке. Подробнее о своём литературном труде Юрий КРУТСКИХ рассказал в интервью «АиФ-Приморью».

Фото: АиФ

Авторитет офицера

- Юрий, почему спустя много лет после окончания службы, решили о ней написать?

- Меня не прельщали лавры литератора. Ещё во время несения службы на вьетнамской базе, приходила мысль - когда-нибудь напишу о том, что увидел. Потом наступили лихие 90-е, навалились дела, и было не до творчества. И вдруг мне стали сниться яркие, порой фантасмагорические сны о подводной лодке. Будто ко мне домой прибегает рассыльный матрос, сопровождает на подводную лодку, а там командир говорит: «Где ты был 20 лет, быстрее, погружаемся»! Сны я записал, они легли в основу моей будущей книги. Для тех, кто её не читал, открою секрет - действующими лицами стали не только матросы и офицеры, но сама подводная лодка.

- Почему вы выбрали профессию подводника?

- С детства в особой среде находился: отец служил на вспомогательном флоте, а в доме большинство соседей были военнослужащими. Помню, как меня впечатлил фильм о моряках-подводниках Северного флота «Командир счастливой «Щуки». Мысль пойти по стопам героев ленты меня не оставляла. Я сдал экзамены в ТОВВМУ, в после окончания училища получил распределение на Тихоокеанский флот, в 19-ю бригаду подводных лодок на Малом Улиссе. Уволился не потому, что не нравилось. Не было перспектив, в море ходить перестали, топливо закончилось, зарплату не платили. Не было смысла оставаться.

- А что вы скажете о жанре книги?

- Это не мемуары в чистом виде, это повесть, художественное произведение, в котором я попытался копнуть в глубину, показать читателю жизнь подводников изнутри. В последние годы на эту тему снято множество фильмов, в основном, это сделано поверхностно: режиссеры и сценаристы не служили, не знают «кухню» подводного флота. Единственная картина, близкая к достоверности - «72 метра» Владимира Хотиненко.

- Как проходило боевое крещение на подводной лодке?

- Главная проблема молодого лейтенанта - найти контакт с личным составом - матросами и старшими по званию. Он хоть и в погонах, а уважения пока не заслужил. Необходимо быстро изучить устройство подводной лодки, многие дисциплины, получить допуск на несение самостоятельного дежурства. Для этого приходилось много напрягаться, не спать ночами, не зазорно было учиться у матросов. Новичок на подлодке завален нарядами, вахтами - неделями дома не бывает. Первый офицерский авторитет заработать нелегко.

- Почему вам важно, чтобы история вашего поколения моряков-подводников дошла до современного читателя?

- В своей книге хотел показать, кроме флотской службы, атмосферу 80-х годов прошлого века, апогей перестройки, времени развала, когда понятия о патриотизме, чести и достоинстве стали нивелироваться, у людей на первое место вышли меркантильные желания. Многие офицеры приветствовали перестройку, верили, что мы вот-вот прекрасно заживём.  Не знаю, найдёт ли книга отзыв у молодёжи, пока её читают люди моего поколения. Хотя, мои дети прочитали, им понравилось.

Спали на торпедах

- Вы делаете упор на то, что служили на старенькой дизельной подлодке…

- Выпуска 1959 года. Будучи, во Вьетнаме, отмечали её 30-летие. В принципе, подводные лодки проекта 641 - очень надежные, существенный недостаток - плохие «жилищные» условия. Даже у офицеров не было личной кровати - спальных мест хватало чуть больше половине состава.

Зимой, когда лодка двигалась в надводном положении, под дизелями, она засасывала воздух через рубочных люк огромного диаметра. Представьте, на улице минус 25, поток морозного воздуха идёт через всю подводную лодку, через переборки. Приходилось работать и спать в шапках, свитере, водолазном белье. К счастью, на современных подводных лодках условия гораздо лучше: нет такого, чтобы спали на матрасах, полу или торпедах. Рассказывают, что на атомных подводных лодках есть бассейны, сауны…

То, что удалось пройти мне - это, возможно, десятая доля испытаний, которые выпали на долю моих старших товарищей. Офицеры старой закалки рассказывали, как уходили служить на закрытые военные базы на год - полтора. Только железные люди могли такую службу вынести. А я во Вьетнаме всего полгода прослужил.

- По крайней мере, во Вьетнаме нет мороза!

- Когда была экономия электроэнергии и не включали кондиционер, который, впрочем, порой и без того не работал, температура в жилых отсеках достигала плюс 40-ка градусов, а в электромоторном отсеке - ещё выше. В таких условиях вахтенные менялись не через четыре часа, а через час. Иногда доктор выдавал на вахту ампулы с нашатырным спиртом, чтобы люди в условиях жары не теряли сознание - не падали и не разбивались.

- С алкоголем как?

- В день нам было положено по 50 граммов сухого вина, да, и, кстати, молоко. Правда, молоко негде было хранить, а вино выдавали, в свободное время мы расслаблялись. Бывало так, что экономили, а после возвращения из моря выносили на берег несколько бутылок. В одной из глав книги я описал реальный случай: как-то решил в отсеке спиртом протереть оборудование, один из матросов, учуяв манящий аромат, вызвался помочь. Ничего не подозревая, держа за ноги матроса, передал ему стакан 96%-го спирта, который тут же был выпит. Таков мой антигерой.

Звёзды и запах моря

- Вы пишете, что находили клад на дне?

- Я и мой товарищ погрузились с аквалангами на дно, чтобы найти утопленный матросом вахтенный автомат. Мы обнаружили на дне паровую машину старинного парохода, она оказалась в хорошем состоянии. Подумали, что поснимаем с неё бронзовые и медные детали и дорого продадим. Но оказалась невозможно их ни открутить, ни поломать. Клад остался на дне.

- Были ситуации грани жизни и смерти?

- К счастью, серьёзные аварии случались чрезвычайно редко. Командир у нас был строгий, требовательный, всё было под контролем. Помню, как однажды на глубине вырвало забортный клапан. Или как после торпедных стрельб вода начала поступать в отсек - сыграли аварийную тревогу, всплыли и откачали. Что важно, за всю службу не было гибели личного состава.

- Самый яркий эпизод в Камрани?

- Когда к нам из Владивостока пришло госпитальное судно «Обь» - с красными крестами на белом борту. Офицерский состав воспрял духом - на судне было более трёхсот женщин. По приходу в порт пошли знакомиться. Замечу, в Камрани, мы чувствовали себя в неком вакууме. Ближайший город - Ничанг - порядка 50-ти километров от нас. Мы находились на передовых рубежах в постоянной боевой готовности, чтобы в случае войны по первому приказу выйти на перехват соединений противника.

- Как вам оказывали медицинскую помощь?

- Во-первых, почти никто не болел, все были здоровые! Судовой доктор обычно давал две таблетки - от головы или живота. Да, ещё мази для сгоревших до волдырей под тропическим солнцем.

- Какова романтика морских будней?

- Она присутствует, даже в нечеловеческих условиях. Когда подводная лодка всплывает после нескольких дней нахождения под водой -  в жаре и духоте, а личный состав выходит на мостик и поднимается по трапу. Всплывали, как правило, ночью. Первые минуты испытываешь лёгкое головокружение, потом смотришь в чёрное небо, усеянное звёздами, которых никогда в жизни в таком количестве не видел! Ещё в такие моменты остро чувствуешь неповторимый запах моря.

- Были ли во время службы ситуации конфликтные, встречались ли американские подлодки?

- Об этом я  напишу во второй книге. Меня часто спрашивают: «А что могла сделать такая старенькая лодка?» К примеру, потопить целую авианосную ударную группу! В общем, служба была весьма оживлённая. Две недели в море - две недели на берегу.

- Что бы вы хотели сказать сегодняшним молодым подводникам?

- Не бойтесь ничего, служба моряка-подводника очень почётная. Сейчас созданы условия, повышена зарплата офицерам. Подводнику можно доверить любое дело, это высокая степень ответственности. Потом, не все могут быть коммерсантами. Да и нужно же кому-то Родину защищать?

 

ДОСЬЕ

Юрий Николаевич Крутских родился 31 декабря в 1964 года. Служил на Тихоокеанском флоте, в 19-й бригаде подводных лодок на Малом Улиссе, на военной базе Камрань, Вьетнам. Уволился в запас в звании старшего офицера. Книга «Камрань» вышла в Тихоокеанском издательстве «Рубеж».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах