Примерное время чтения: 8 минут
373

Приморский музей им. Арсеньева четвёртый год живёт в новом формате

АиФ-Приморье №2 13/01/2016
Заглянув на новогодних каникулах в краевой музей имени Арсеньева, я приятно поразилась. Залы отнюдь не пустовали, как это было несколько лет назад. Родители с детьми, молодежь, пенсионеры: публика собралась разновозрастная и, судя по всему, люди пришли не случайно. Четвёртый год музей органично и уверенно живёт в новом формате. Глобальную перестройку в храме культуры - от смены оборудования до пересмотра концепций выставочных проектов – сначала воспринимали как довольно рискованный эксперимент. Радикальные перемены пошли на пользу? Рассказывает Анжелика ПЕТРУК, руководитель отдела исследований
Заглянув на новогодних каникулах в краевой музей имени Арсеньева, я приятно поразилась. Залы отнюдь не пустовали, как это было несколько лет назад. Родители с детьми, молодежь, пенсионеры: публика собралась разновозрастная и, судя по всему, люди пришли не случайно. Четвёртый год музей органично и уверенно живёт в новом формате. Глобальную перестройку в храме культуры - от смены оборудования до пересмотра концепций выставочных проектов – сначала воспринимали как довольно рискованный эксперимент. Радикальные перемены пошли на пользу? Рассказывает Анжелика ПЕТРУК, руководитель отдела исследований / Дмитрий Мотовилов / АиФ

Заглянув на новогодних каникулах в краевой музей имени Арсеньева, я приятно поразилась. Залы отнюдь не пустовали, как это было несколько лет назад. Родители с детьми, молодежь, пенсионеры: публика собралась разновозрастная и, судя по всему, люди пришли не случайно.

Четвёртый год музей органично и уверенно живёт в новом формате. Глобальную перестройку в храме культуры - от смены оборудования до пересмотра концепций выставочных проектов – сначала воспринимали как довольно рискованный эксперимент. Радикальные перемены пошли на пользу? Рассказывает Анжелика ПЕТРУК, руководитель отдела исследований музея.

Живое и вечное

- Анжелика Витальевна, неужели сбылась мечта о том, чтобы сделать музей привлекательным?

- Сейчас зима, туристический сезон закончился, летом посетителей гораздо больше. К нам приезжают из разных российских городов. Экскурсионными группами, семьями, дружескими компаниями. В людях пробудился интерес к дальневосточному региону. Сказывается и непростая экономическая ситуация: заграничные путешествия стали дорогими. Но нет худа без добра, теперь люди наконец-то смогут узнать, насколько велика и разнообразна их родина, и не зря сегодня в России повернулись в сторону внутреннего туризма. Задача музейных сотрудников как можно ярче представить историю Приморья. Нам как никогда нам интересна обратная связь с посетителями. Из общения вырастают новые сюжеты.

- А как же вечный покой архивов?

- С одной стороны, мы хранители памяти, и собирательная функция всегда будет важной. Ведь от того, какие предметы мы сохраним в фондах, зависит взгляд на историю у будущего поколения. Действительно, здесь вечные ценности. С другой стороны, современный музей уже не тот. Он превращается в социальный институт с просветительской миссией. Это динамичная структура, место, где не скучно.

- 1990-е уже стали историей, тем, что было давным-давно. Есть планы сделать постоянную экспозицию, посвящённую лихим годам?

- Начнём с того, что пока в новом формате музея мы только на пути к осмыслению целой советской эпохи. Мы заканчиваем экспозиционную зону 1922 годом, моментом, когда на тихоокеанское побережье пришла Советская власть. Старая концепция уже потеряла актуальность, и, поверьте, сегодня крайне непросто сделать экспозицию по истории СССР. Как рассказать о той эпохе поколению, которое выросло уже без Советского Союза? Сегодня это проблема многих музеев страны. Мы понимаем, что современный человек перегружен информацией, из которой порой трудно вычленить главное. Но не хочется показывать период в виде сухой хронологии, гораздо интереснее заложить сценарий, вокруг которого всё будет развиваться. Чтобы посетитель размышлял вместе с нами. То же самое можно сказать о 90-х. В то время Владивосток стал открытым городом, я хорошо помню это время, когда только начинала работать в музее. Сегодня это уже стало историей, которую нужно по-новому предъявить. Здесь на первый план выступает феномен приморской столицы. В советское время только два больших города в стране имели статус закрытых - Владивосток и Севастополь. Такие города жили особой жизнью.

- Обращаетесь к воспоминаниям современников?

- Сегодня мы работаем над созданием проекта «Тихоокеанское время», который призван раскрыть тему осмыслением морской судьбы Владивостока. Город со всех сторон окружен морем, но как это влияет на нас? Раньше почти в каждой семье были люди морских профессий. Сегодня не так. Мы беседуем с известными личностями, жизнь которых была тесно связана с морем, они прославили наш край. К слову, моряки утверждают, что время в море и на берегу течёт по-разному, наполнено разными смыслами.

- Такое ощущение, что эксперименты в музее начинались с выставки, посвящённой Элеоноре ПРЕЙ. Сегодня простая американская женщина, оставившая дневник о Владивостоке, стала едва ли не нашей национальной героиней…

- Элеонора не была рядовой горожанкой, но она прожила здесь свои лучшие годы, погружённая в атмосферу Владивостока как никто другой. Она оставила о нём много честных и правдивых воспоминаний. Да, это выставка-книга, что само по себе экспериментально. По логике, в центре любой выставки должен быть музейный экспонат, ведь люди изначально приходят посмотреть на раритеты. Но в проекте «Элеонора Прей. Письма из Владивостока» главное не предмет, а текст. Мы часто водим экскурсии к домику Элеоноры, и люди оставляют много тёплых отзывов. Здорово, что наступило время добротных историй повседневности. Наша историческая наука чаще  опиралась на глобальные темы. Но гораздо интереснее, когда в центре внимания оказывается человеческая жизнь. Как в капле воды отражается море, так в жизни каждого человека отражается его эпоха. Дневник - отличный интерактивный способ познания прошлого. Думаю, наша история с Элеонорой будет жить дальше.

Земли хватало всем

- Что больше всего привлекает в музее посетителей из других городов, стран?

- Всегда любопытны археологические древности, этнографическая коллекция. Многие приезжие впервые узнают, что было на этой земле, пока на неё не ступила нога европейца. У коренных народов – особая культура, удивительный мир. Поражает личность Владимира АРСЕНЬЕВА. Не случайно в разделе экспозиции «Кабинет исследователя: Продвижение России на восток» главный герой сюжета - путешественник, учёный. Нам было важно понять, как мы здесь появились. Ведь не было завоевания, колонизации в чистом виде, как в Америке. Не было задачи уничтожить коренное население. Земли хватало всем. Это история освоения новых территорий, их раскрытия и заселения.

- Сегодня, кстати, на государственном уровне вновь заговорили об освоении территорий. Кого и как привлечь к приморской земле? Где найти крестьянина, рачительного хозяина? Подобные планы реализуется слабо…

- В истории края осталась удивительная личность Фёдора БУССЕ, он был не только первым председателем Общества изучения амурского края, но и возглавлял в Приморье переселенческое управление. Потом написал книгу о переселении сюда крестьян морским путём. В целом политика государства была довольно внятной. Крестьянам давали большие наделы земли, освобождали от налогов, мужчин - от рекрутского набора.  Делалось всё, чтобы эту землю смогли освоить. Важно, что с реализацией закона не было никаких преград.

- Хорошо бы почитать Буссе нынешним законодателям…

- Читаешь, и диву даёшься! К примеру, тому, что в правлении по переселению кроме Фёдора Буссе, было ещё… два человека: секретарь и бухгалтер. Как они справились с такой масштабной задачей?

Подарок судьбы

- Всё больше выставок привозят музеи других городов, в том числе Москвы, Петербурга…

- У нас налажены тесные контакты с коллегами из разных регионов. В наших планах ряд уникальных проектов. Хотим привезти коллекцию из музея Большого театра. Дирижерская палочка ЧАЙКОВСКОГО, концертный костюм ШАЛЯПИНА - это удивительные раритеты! Есть предложение из Мурома принять коллекцию русской старины. Мы сотрудничаем с этнографическим музеем Петербурга, где когда-то выставлялся Арсеньев. Надеемся, что, несмотря на кризис, планы воплотятся в жизнь.

- Музей для вас - это…

- У каждого человека бывают такие моменты, когда он пытается понять себя в этой жизни. Задумываюсь, а если бы сложилось иначе? В каком бы месте я могла работать ещё? И прихожу к выводу, что для меня музей - подарок судьбы. В нашем коллективе кому-то за 70, а кому-то и чуть больше 20 лет. Сочетание опыта и драйва современной жизни, но главное – ощущение общего дела. Приятно, когда встречаю посетителей на улице, и они здороваются, улыбаются, интересуются музейными новостями. В последнее время горожане полюбили пешеходные экскурсии. К нам потянулась молодёжь. Интеллектуальный досуг стал востребованным.

ДОСЬЕ

Анжелика Витальевна ПЕТРУК родилась в Запорожье. Окончила Днепропетровский университет, факультет истории. В 1988 г. приехала во Владивосток, работала в школе учителем истории. В 1991 г. пришла работать музей. Автор публикаций, посвященных истории края. Воспитала двух дочерей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах