Соревнования пройдут 12 октября в Анучинском районе на ипподроме «Софист». В преддверии знаменательных событий, журналист «АиФ-Приморье» побеседовал с президентом федерации конного спорта Приморского края Мариной Чумаковой.
Эта элегантная дама не только прекрасная наездница, инициатор создания и руководитель Федерации. Она еще и основательница собственной династии конников. Ее маленький внук уже в восторге от лошадей, а дочь является инструктором по верховой езде.
О Федерации
Ольга Шипилова, «АиФ-Приморье»: Марина Владимировна, сколько сегодня постоянных членов в вашей организации и кто они?
Марина Чумакова: В Приморье людей, серьезно занимающихся конным спортом можно насчитать порядка 100 персон. Но постоянное членство в федерации подтверждает, пожалуй, половина. Единый образ представить сложно, разные люди встречаются в нашем конном мире. Но скажу точно, что современный приморский конник не укладывается в стереотип «городских покатушек». Например, семья Овчаренко, Павел Федорович - мастер спорта Советского Союза по конкуру, его сын Федор и невестка Олеся на протяжении нескольких лет подготовили спортсменов, которые в настоящее время представляют Приморский край на Всероссийских соревнованиях.
- Почему в седле чаще всего можно увидеть в нашем крае именно девушек?
- Женщине быть на коне – чаще это ассоциируется с ее личными достижениями. Во всех смыслах. Поэтому преобладание прекрасной половиной человечества в седле можно подметить сегодня не только в нашем крае, а на любом турнире в России.
Во-первых, девчонки более романтичны, чем мальчишки, и красота, эстетика, которую они видят на конных состязаниях, их глубже впечатляет. Во-вторых, женщины в чем-то сильнее мужчин. Одно дело красоваться на горячем коне, другое – тащить на себе быт конюшни - на это не каждый современный парень решится.
- Какова вообще миссия вашей Федерации?
- Развитие конного спорта в нашем крае. Мы хотим сделать этот вид спорта доступным для тех, кто любит лошадей, кто в наше стремительное время готов к общению с этими красивыми и сильными созданиями природы. Проводим соревнования и совместно с ФКС России мы уделяем большое внимание профессиональной подготовке тренерского и судейского состава.
О местной специфике
- Заинтересованы ли власти Приморья в развитии конного спорта?
- В сравнении с тем, что раньше выезд наших спортсменов на соревнования Всероссийского и международного уровня мог только присниться, можно сказать, что да. Нам оказывается поддержка со стороны администрации края, в той части видимо, которую сегодня край может себе позволить. Но конный спорт – один из видов олимпийского спорта, и соответственно, для достижения высоких результатов он требует к себе такого же внимания как любой другой вид данного статуса. Пока мы не относимся к группе базовых видов спорта в Приморском крае.
- Как в целом жители края относятся к конному спорту?
- Сейчас многие жители нашего края могут отличить конкур от выездки. Наши соревнования всегда привлекают большое внимание, особенно со стороны детей и подростков. Многие хотят привести своих деток заниматься верховой ездой.
То, что касается скачек, которые до сих пор в РФ не являются спортом, но в тоже время являются массовым мероприятием с точки зрения посещаемости, можно предположить, что они также становятся традиционными в Приморье. В этом году клуб «Софист» пятый раз проводит скачки на Кубок Губернатора Приморского края. К нам приезжают жокеи и наездники со всего Дальнего Востока.
- Говорят, раньше во Владивостоке существовал ипподром. Это правда?
- Совершенно верно! Точно известно, что в 1902 году в районе нынешней улицы Фадеева, в конце Светланской, в единственной широкой долине Владивостока был построен городской ипподром. Там соревновались кони частных владельцев, работали опытные наездники. Но в 1932 году «буржуазное заведение» было закрыто.
- А сам конный спорт когда стал развиваться здесь?
- Это сравнительно новое явление в Приморье. В 1989 году в парке Минного городка на волне кооперативного движения появилась «Русская тройка», предприятие конного проката. О спорте как таковом еще только мечтали тогда, но приобщение городских детей к лошадям уже начиналось. А подлинной точкой отсчета можно назвать 3 августа 1991 года, когда на резервном аэродроме между станциями Чайка и Седанка владивостокцы увидели незабываемое зрелище. Его устроили профессиналы-наездники и жокеи Киевского и Одесского ипподромов, приглашенные частным предпринимателем. Тогда жители нашего города научились отличать бега от скачек. В 1996-ом была основана первая во Владивостоке школа верховой езды. И в последующее десятилетие интерес к лошадям рос, возникали клубы, покупались животные, организовывались состязания. И, наконец, назрела необходимость в местной федерации конного спорта.
О лошадях
- Помните, когда вы впервые оказались верхом на лошади?
- Прекрасно помню, как уселась даже не в седло а прямо на спину колхозного коня, почему-то его звали Сазан. Мне было 7 лет, и в тот момент для меня стало очевидным – лошади главное в моей жизни. Детские впечатление от лошадей свежи по сей день. И они со временем перевоплотили мою давнюю мечту в иное состояние – исполнение мечты других детей, очарованных лошадьми.
- Есть ли у вас собственная лошадь?
- Да – подарок моих друзей. Прекрасный жеребец, по кличке Бесподобный.
- Наколько дорого можно приобрести лошадь в Приморье и хлопотно ли владеть этим животным?
- Хорошую лошадь для души, а не для спорта можно купить и за 50 тысяч рублей. Но дело совсем не в деньгах. Ведь это животное требует любви, ухода, постоянного контакта. Даже сейчас, когда казалось бы есть возможность наслаждаться общением с собственной лошадью, все иначе – на нем тренируются и выступают наши маленькие спортсмены в КСК «Грация», причина та же - время расписано на неделю вперед и вижу я свою лошадку лишь на соревнованиях.
- В нашем крае какая порода лошадей преобладает?
- Родина многих местных лошадей - племконеферма села Богуславка. Животных оттудавы можете увидеть практически в любом конноспортивном клубе края. Кроме того, вышеупомянутые украинские жокеи уехали тогда, а лошади остались и перешли в частную собственность «Русской тройки». В 2001 году серьезно планировалось строительство конного завода в Уссурийске. Были завезены лошади с западной части России. Еще в нашем крае хорошо прижились знаменитые бесподобные орловские рысаки. Есть так же русская рысиситая, буденовская и кустанайская. Можно встретить представителей тракененской породы и чистокровной верховой. В последнее время частные лица завозят лошадей из различных регионов России и даже достаточно недешевые породы из Европы.
- Лошади давно перестали быть важным транспортным средством. Зачем они вообще человеку сегодня?
- Все это необъяснимо. Могу только сказать одной из своих поэтических строчек: «А конь железный не заменит дыханье трепетных ноздрей…».