Приморские кинодокументалисты побывали и в Антарктике, и на мысе Басаргина

Пётр Якимов в конце 60-х, ХХ век. © / Из личного архива Петра Якимова / Из личного архива

За два десятка лет Пётр Якимов снял 34 документальные ленты. Семь из них получили награды на международных и всесоюзных кинофестивалях. 

   
   

Кроме того, он автор почти пяти тысяч сюжетов для «Автографа дня». Была такая программа на Приморском телевидении. Имя Петра Якимова увековечено на страницах «Энциклопедического кинословаря» в разделе «Телевидение». А его фильмы, как пример «высшего пилотажа» в документальном кино, до сих пор изучают слушатели Института усовершенствования работников телевидения и студенты ВГИКа. 

Сергей Кожин: - Петр Кириллович, жители Приморья, те кому за 40, сами того не подозревая, познакомились с вами раньше, чем с вашими документальными кинолентами. Несколько лет вещание Приморского телевидения ежедневно начиналось и завершалось фотографией маяка на полуострове Басаргина на фоне восходящего солнца. Эту визитку Приморья, сделали вы.

Пётр Якимов, наши дни. Фото: Из личного архива / Из личного архива Петра Якимова

 Пётр Якимов: - Заставка на телеэкране с маяком Басаргина появилась в 1959 году. Это была идея режиссера киногруппы Приморского телевидения Альберта Масленникова. Сначала это была черно-белая фотография. Фотография ставилась на планшет и камера на нее наезжала. Создавалась иллюзия «живой» картинки. Одновременно звучала песня: «Уходит вдаль широкая дорога, окутал сопки утренний туман, и снова бухта Золотого Рога нас провожает в Тихий океан». Так длилось с полгода. В 1960 году решили снять маяк на кинокамеру. Я несколько дней ездил к маяку на мотороллере, чтобы снять маяк на восходе солнца. Но, как ни приеду, маяк в тумане. И вообще никто не знал, бывает ли здесь когда-нибудь солнце. Как только начинается заря, так появляется туман. В 1961 году мы получили трансфокатор, это объектив с переменным фокусным расстоянием. И тогда я сделал заставку, когда камера отъезжала от фотографии маяка, и открывался вид на бухту. Именно эта заставка транслировалась много лет вначале и в конце вещания Приморского телевидения. Звучала мелодия все той же песни, но уже без слов. Я не помню, сколько эта заставка просуществовала, но до самой перестройки, это точно. Причем, телевидение уже было цветным, а заставка оставалась черно-белой. 

Смерть среди айсбергов 

- В 1965 году вы сняли фильм «Дорога легла за экватор», кинорассказ об экспедиции китобазы «Советская Россия» в Антарктику в 1964-1965 годах. В газетах тогда писали, что эта картина впервые показала советским людям добычу китов у берегов Южного континента

- Это правда. До меня в Антарктике ни кино -, ни фотокорреспондентов не было. Я тогда не только снимал на кинокамеру, но много фотографировал. Несколько фотографий, привезенных из командировки в Антарктику, я подарил фотокорреспонденту ТАСС Юрию Муравину. Юра как увидел эти снимки, так сразу пристал, дай фотографии! Ну, я ему и дал несколько снимков из серии «Охота за китами». Позже, они увидели свет в детской книжке «За китами в Антарктику». С моего разрешения он их напечатал, как свои. 

- Что больше всего запомнилось из увиденного в экспедиции? Наверняка, у вас остались впечатления, не попавшие в фильм? 

   
   

- Если честно, то до сих пор не могу забыть похороны работников китобазы. Работа в Антарктике опасная. При нехватке кислорода и повышенной физической нагрузке у слабых здоровьем людей не выдерживала сердечная мышца, и тогда - инфаркт! Мне повезло, я вернулся живым и здоровым. А на «Советской России» в тот рейс было четыре покойника. Их, с согласия родственников, похоронили среди айсбергов. Это такая красивая и печальная церемония! Играет оркестр, «китобойцы» идут по бокам базы и стреляют из гарпунных пушек холостыми. Тело, зашитое в саван, бросают за борт вместе с флагом СССР. Чтобы труп утонул, в саван зашивали два гарпуна по 76 килограммов каждый. 

- А если родственники усопшего не давали разрешения на похороны в море? 

- Тогда покойника клали в цинковый гроб, а затем в холодильник, чтобы сохранить до Владивостока. Гробы заранее загружались на базу вместе с продуктами. Как-то на китобазе «Советская Украина» за один рейс умерло 16 человек.

Если бы тигр прыгнул…

- Вы снимали в тайге охоту на тигров. Этого до вас тоже никто не делал. Не страшно было выходить с кинокамерой на полосатого хищника? 

- Точно, такая съемка была. В 1964 году бригаде тигроловов поручили поймать двух тигров для Московского и Берлинского зоопарков. Тигров ловили в тайге в Красноармейском районе. Но я в отлове участия не принимал. Я дожидался во Владивостоке сообщения о поимке полосатых хищников. И когда их поймали, я сразу выехал в район. Когда я приехал, тигры лежали на снегу со связанными лапами и мордами. 

- То есть, реальной охоты перед объ6ектьивом кинокамеры не было? А как же тогда воспринимать кадры, в свое время показанные по Приморскому телевидению, где охотники связывают тигра веревками? Тигры были подставные, из цирка? 

- Тигры были дикие. Но настоящей охоты, с засадами, действительно, не было. Чтобы отснять охоту, тигров развязывали и выпускали в тайгу. Если хищники пытались уйти, их тут же догоняли собаки и прыгали им на хребет. А тигры этого терпеть не могли, они падали на спину, пытаясь поймать лапой врага. Бывало, что тигру удавалось подцепить собаку. Наши собаки были окровавленные, но живые. Когда тигр, отбиваясь от собак, падал на спину, охотники придавливали его к земле рогатинами и связывали. Так я снял весь процесс охоты. 

- Сколько времени ушло на съемку? 

- Охоту сняли за два дубля. И второй дубль мог стать для меня последним в жизни. Ошалевший от свободы тигр неожиданно побежал не в тайгу, а на меня. Чего никто не ожидал! Я снимаю и вижу в видоискатель, как тигр пробежал в двух метрах от меня! Хорошо, что один из охотников, Семен Поляков, успел его рогатиной оттолкнуть и придавить! 

Высоцкого снимать нельзя! 

- Вам посчастливилось общаться с Владимиром Высоцким, когда он прилетал во Владивосток в июне 1971 года.

Пётр Якимов и Владимир Высоцкий во Владивостоке. Фото: Из личного архива / Из личного архива Петра Якимова

- С Высоцким я действительно встречался и фотографировал его на концерте в ДКМ. Я был на двух его концертах, но фотографировал только на втором, так как на первом снимать не разрешили. Снимал из-за кулис, с одной точки делал по 3-4 кадра. Отщелкав почти всю пленку, побежал ее проявлять на телестудию. Готовые фотографии, почти 30 штук, я подарил дорогому гостю после концерта. Высоцкому снимки понравились. Две фотографии он даже подписал. 

- Правда ли, что планировались съемки фильма о гастролях Высоцкого во Владивостоке? И что крайком КПСС, якобы, их запретил? 

- Не совсем так. Я действительно задумал снять фильм о визите Высоцкого. Вспомогательный персонал «Дальтелефильма», звукооператоры, осветители, согласились работать бесплатно. Люди понимали, ЧТО значит для Владивостока эта съемка. Приезд Высоцкого в Приморье был историческим событием. И Высоцкий не возражал против съемки концерта. Но, когда я с этой идеей обратился к Павлу Шварцу, главному редактору «Дальтелефильма», тот испуганно замахал руками: «Да ты что! Он же антисоветчик, а ты вздумал его снимать!» Поэтому фильм о Высоцком во Владивостоке не состоялся.