По стопам великих виртуозов

Юных талантов из нашего края ждёт большая сцена. © / Олег Белов / АиФ

   
   

В стенах Дальневосточного института искусств прошёл второй этап прослушивания претендентов на обучение в центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. Чайковского.

В числе счастливчиков - ребята из Владивостока и Уссурийска, исполнители на фортепиано, скрипке, флейте, валторне. На прослушивании присутствовал директор ЦМШ Валерий ПЯСЕЦКИЙ. После испытаний он провёл беседы и мастер-классы с приморскими преподавателями музыкальных школ и колледжей искусств, ответил на вопросы родителей. В интервью «АиФ-Приморью» подчеркнул, что строительство театрально-образовательного центра на острове Русский - грандиозный замысел, равного которому нет в мире. Планируется, что именно там, среди прочих учреждений, разместится филиал центральной музыкальной школы.

Оправдали лучшие ожидания

- Валерий Владимирович, открытие театрально-образовательного комплекса на острове Русский, в состав которого войдёт филиал ЦМШ, запланировано на 2020-2021 год. С чем связана заблаговременная подготовка?

- Филиал откроется уже этой осенью, правда, на первых порах ребята будут заниматься на базе института искусств. А через год планируем переехать во вновь построенный комплекс.

- А в целом как вам нравится идея подобного филиала?

- Это грандиозный проект, который обязательно достигнет своей цели, «выстрелит», но не в ближайшее время, а через пять, семь, десять лет. Ничего подобного в мире нет. Масштаб и уровень идеи можно разве что сопоставить с образовательным центром «Сириус» в Сочи. Театрально-образовательный комплекс во Владивостоке - беспрецедентная акция. Я побывал на стройке, видел всё своими глазами и нахожусь под впечатлением. Там разместятся филиал музыкальной школы и хореографической академии, корпуса для родителей с детьми начальной школы и для приезжих преподавателей. Бассейн, стадион, большие концертные залы, новые рояли, новое оборудование по высшему слову техники. Это сказка! У приморских ребят, обучающихся в филиале, будут гораздо лучшие условия, чем у москвичей.

   
   

- Что вы скажете об уровне подготовки детей, прошедших прослушивания?

- Хорошие дети. Я до этого был на прослушивании в Калининграде, но здесь выступления мне понравились больше. Не буду оценивать каждого ребёнка, работу педагогов музыкальных школ. Честно скажу, ожидал худшего результата.

- А если сравнить приморских рябят с их сверстниками из других регионов? Или учеников ЦМШ?

- Если говорить об обычных школах искусств России, не думаю, что между ними есть какие-то кардинальные отличия, хотя в каждом образовательном учреждении - свои особенности, свои звёзды. Если сравнивать с уровнем нашей школы, то претенденты на обучение в филиалах сильно им уступают. Я уже говорил родителям, что в этом году организовываем льготный приём, не предъявляя завышенных требований по программам. Если бы подошли к отбору бюрократически, не взяли ни одного человека. Методика ЦМШ отличается в разы по интенсивности от того, что делается в регионах.

- Слышала мнение о том, что у современных исполнителей высокая техника игры, в то же время художественное воплощение оставляет желать лучшего?

- Согласен. Одни только китайские музыканты чего стоят в техническом смысле. То, что они вытворяют пальцами на клавишах, - совершенно неописуемо. Возможно, это для них основное, а внутреннее содержание уходит на второй план. Дети, в которых гармонично совмещается техника и художественный уровень игры, сразу становятся заметными на общем фоне.

- После прослушивания в приморский филиал ЦМШ отобраны 18 человек из 70. Это хороший результат или он запланирован?

- Мы буквально воевали за эти бюджетные места с Министерством просвещения и добились своего.Да, именно столько мы набрали, и я не жалею об этом.

Судим строго!

- Ученики приморского филиала ЦМШ почувствуют себя частью всей школы?

- Что им помешает? Разве что расстояние не сократишь. Уже запланировано их участие в концертах по итогам года в Москве. Мы постараемся сделать так, чтобы детей не обделили вниманием. Вся структура музыкальной школы в филиале сохранится. Преимущества системы обучения - не надо ходить в общеобразовательную школу - и музыкальные, и общеобразовательные предметы преподают в одном месте. В одном обучающем комплексе.

- Общеобразовательные стандарты у вас едины, как во всех школах?

- Школьная программа несколько адаптирована для ЦМШ. Нельзя объять необъятное. Невозможно при ежедневных занятиях на инструменте в большом объёме знать математику, физику, химию. На эту тему вспоминается остроумное высказывание Жванецкого по поводу олимпийского чемпиона Фелпса. Мол, все знают, что ты замечательный пловец, а теперь покажи, как играешь на балалайке!

- Что для вас первично - способности ребёнка или заинтересованность родителя?

- Если говорить о прослушивании, мы обращали внимания только на данные выступающих. Опираясь на многолетний опыт, убеждён, что у самих детей мотивации нет, поэтому важна мотивация родителей. Но если ребёнок не имеет способностей к занятиям, она бесполезна. И наоборот, если сам ребёнок талантлив, а родители не имеют к этому интереса, - увы, дело безнадёжное. Величайший педагог Анна Артоболевская ещё об этом говорила.

- Сейчас в интернете - множество новаторских методик обучения игре на фортепиано. Что вы об этом скажете?

- Система классического музыкального образования в России складывалась многими десятилетиями, прошла апробацию, показала результаты, недосягаемые ни для одной школы мира. Она не требует ноу-хау. Читаю в интернете: «Обучаю игре на фортепиано за три часа», и это лохотрон чистой воды. Видел ролик, в котором одна студентка с помощью половника учит постановке рук на фортепиано. И за это берёт деньги, открывает свою частную школу. Вы не представляете, сколько людей верят в эти «методики»!

- А дистанционное обучение будет применяться в приморском филиале ЦМШ?

- В этом плане ноу-хау прекрасное. Мы закупаем четыре комплекта дистанционного оборудования, по каждому из регионов и один в Москву. Оно найдёт применение на обучающих занятиях для педагогов. Кроме того, все зачёты и экзамены в филиалах примет комиссия из Москвы. Я предупреждал детей, что их будут оценивать строго.

Школа не кружок

- Что можно посоветовать родителям, которые в будущем мечтают отдать своих детей в филиал ЦМШ?

- Прежде всего зайти на наш новый сайт - https://cmsmoscow.ru/, где огромное количество информации, подробно о программах, обучающие видео. Можно составить полное представление о системе преподавания в школе. Нужно ясно понимать, куда и зачем родители отдают своих детей. Центральная музыкальная школа – это не кружок. Здесь имеют право отчислить ученика в любом возрасте. Если ребёнок не тянет, не надо его заставлять. Уже 9-м классе школы они становятся профессиональными исполнителями высокого уровня, наравне со взрослыми музыкантами. На выходе получают диплом, который даёт право работать в школе, поступать в высшие учебные заведения по всему миру.

- На ваш взгляд, активное участие в конкурсах помогает юному исполнителю вырасти в большого музыканта?

- Я не люблю конкурсы, хотя без них никуда не денешься. Детские конкурсы практически ничего не дают самому ребёнку, кроме самолюбия родителям и надбавок к зарплатам педагогам. Теоретически есть некая мотивация для изучения нового репертуара. На деле - выученная программа тиражируется на десятки конкурсов в течение одного-двух лет. А это уже - полный застой в развитии ребёнка.

Приведу два примера. Евгений Кисин никогда не участвовал в конкурсах исполнителей, а Денис Мацуев выиграл конкурс им. Чайковского и поставил на этом точку. Оба - ведущие пианисты современности, популярные и востребованные во всём мире!

ДОСЬЕ

Валерий Владимирович Пясецкий - заслуженный артист России, профессор. Родился в 1961 году в Москве. В 1968-1979 гг. - ученик ЦМШ при Московской государственной консерватории им. Чайковского, в 1979-1984 гг. - студент консерватории, которую окончил с отличием. С 1999 г. - доцент, с 2009 г. - профессор кафедры специального фортепиано консерватории. С 2001 г. - заведующий отделом специального фортепиано ЦМШ. Выступал практически во всех крупных городах СССР, в Австрии, Венгрии, Германии, Сербии, Словении, Франции, Швейцарии, Японии и др. Признанный камерный исполнитель. Преподаватель Дениса Мацуева. Ученики из Дальневосточного региона - Александр Синчук, Владивосток, Даниил Харитонов, Комсомольск-на-Амуре.

Смотрите также: