Стратегия роста: свободный порт станет локомотивом развития региона

Закон впервые разрабатывался не в столице, а на территории, где он будет реализован. © / газета «АиФ-Приморье»

Одобренный правительством России законопроект о создании Свободного порта Владивостока в ближайшее время внесут на рассмотрение Государственной Думы. 

   
   

«Впервые закон разрабатывался не в столице, а на территории, где он будет реализовываться, - рассказал вице-губернатор Сергей Нехаев. - В широких общественных чтениях приняли участие представители Минвостокразвития, власти Приморья, дипкорпус, бизнес-сообщество. Последние выступили своего рода консультантами - предлагали свои наработки, высказывали опасения и озвучивали интересные решения тех или иных вопросов. Большая часть идей нашла отражение в проекте. Я уверен, что закон о свободном порте ждёт успех, потому что его создавали практики». 

Не терпит отлагательств

В максимально открытом обсуждении законопроекта приняли участие около 750 экспертов. И хотя пока документы находятся на стадии принятия на федеральном уровне, в Приморье идёт активная подготовка к применению его на практике. 

Сергей Нехаев. Фото: Пресс-служба администрации Приморского края

«Наши действия не последовательные, а параллельные, - пояснил Сергей Нехаев. -  Различные ведомства - УФМС, таможенные службы и другие структуры - уже давно ознакомились с законопроектом и анализируют, что необходимо будет сделать с принятием закона, какие разработать новые или доработать действующие подзаконные акты. Подобная работа ведётся и в краевом парламенте. Кроме того, мы уже взяли на себя задачи по информационному продвижению режима свободного порта: знакомим инвесторов с нормами законопроектов и установленными в этих проектах преференциями». 

Предоставить столице Приморья особый статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом предложил Владимир Путин в послании Федеральному Собранию в декабре 2014 г. В апреле 2015 г. президент России обратил внимание на необходимость скорейшего внесения соответствующих изменений в законодательство уже в весеннюю сессию парламента. Энергичное продвижение проекта важно для успешного развития региона, поскольку имеет целью создание благоприятных условий для увеличения темпов социально-экономического роста Приморья и ДФО. В первую очередь за счёт улучшения логистики и транспортного сообщения между Россией и Азией. 

Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. 

«Мы являемся воротами для входа товаров на территорию Российской Федерации, транзитными воротами для поставки грузов в северо-восточные провинции Китая. Логистика и транспорт имеют очень важное значение для развития экономики Приморья, Дальнего Востока и всей России, - заявил по этому поводу губернатор Владимир Миклушевский. - Собственно, развитие логистики и видится основной целью нового режима, исходя из разработанной Минвостокразвития концепции. Отсюда и предлагаемое разработчиками включение в зону свободного порта Пограничного района, который является начальным звеном транспортного коридора «Приморье-1», связывающего приграничные провинции Китая с портом Восточный». 

Цели определены 

Создание лучших условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в Азиатско-Тихоокеанском регионе - именно на этом делался акцент при обсуждении законопроекта в правительстве. 

   
   

«Задача свободного порта масштабная - занять достойное место среди ведущих центров АТР, таких как Сингапур и Гонконг, которые стали мегаполисами мирового уровня во многом благодаря режиму свободных портов», - подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев

Как отметили в департаменте экономики и стратегического развития Приморья, в частности, речь идёт о пониженных ставках по уплате налога на прибыль на пять лет, уменьшению совокупных отчислений в государственные внебюджетные фонды. Благодаря упращенному визовому режиму иностранные гости смогут получать восьмидневную визу прямо на границе. Что примечательно, пункты пропуска будут открыты круглосуточно. А услуги таможенного, пограничного, фитосанитарного и других видов контроля предоставят в режиме одного окна. Одно из важных предложений приморских экспертов, поддержанных правительством, - освобождение ввозимого оборудования от уплаты импортной пошлины и налога на добавленную стоимость. 

У проекта есть чёткая социальная составляющая: он предусматривает особые условия работы для образовательных и медицинских учреждений. Ещё одна важная новация - все проверки деятельности резидентов, и плановые, и внеплановые, будут проводиться только в специальном порядке, по согласованию с профильным ведомством. Создадут и специальный наблюдательный совет, куда войдут и представители власти и бизнеса края. 

Всё это, по оценке разработчиков, позволит увеличить валовой региональный продукт (ВРП) Приморского края к 2021 г. до 1,106 трлн руб. - рост в 1,7 раза к 2015 г., к 2025 г. - до 1,402 трлн руб., к 2034 г. - 2,157 трлн руб. Об этом сообщили в краевом департаменте экономики и стратегического развития. А прирост ВРП ДФО к 2025 г. в результате реализации проекта может составить 1,97 трлн руб. - до 34 %. 

Кстати

Свободный порт Владивосток позволит создать к 2021 г. 84,7 тыс. новых рабочих мест, а к 2034 г. обеспечит занятость 468,5 тыс. человек. 

Смотрите также: