В ближайшее время документ рассмотрит Совет Федерации, затем он поступит на подпись президенту России.
«Эксперты уверены, что закон положительно повлияет на положение Приморья, Дальнего Востока, России в целом на рынке АТР, - говорит вице-губернатор Сергей Нехаев. - Значение свободного порта для края нам ещё предстоит оценить, но уже очевидно, что он открывает для всех его жителей большие возможности. Впервые закон разрабатывался не в столице, а там, где он будет реализовываться. В общественных чтениях участвовали представители Минвостокразвития, власти Приморья, дипкорпус, бизнес-сообщество: предлагали свои наработки, высказывали опасения и озвучивали интересные решения тех или иных вопросов. Большая часть идей нашла отражение в проекте. Уверен, закон о свободном порте ждёт успех, потому что его создавали практики».
Комментарий
Эльмира Глубоковская, депутат Госдумы от Приморья:
«Сегодня все политические силы направлены на восток, на сотрудничество со странами АТР, которые дают более 50% мирового ВВП. И закон о Свободном порте - шанс на развитие края. Упрощенный визовый режим, снижение налогов на прибыль, землю, недвижимость, практически обнулённые таможенные пошлины позволят привлечь серьёзные инвестиции в регион и создать дополнительные рабочие места.
Все эти усилия должны привлечь население страны в регион».
Союз роста
Значение проекта для региона трудно переоценить: свободный порт объединит 15 муниципалитетов Приморья, в которых проживает более 75% населения края. Это Артём, Большой Камень, Владивосток, Находка, Партизанск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Октябрьский, Ольгинский, Надеждинский, Пограничный, Партизанский, Шкотовский, Хасанский и Ханкайский районы. Он охватывает все морские порты юга края, аэропорт Кневичи и участки железной дороги. Транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» соединят российские порты и северо-восточные провинции КНР, где проживают 100 млн чел.
«Территории, включённые в Свободный порт Владивосток, можно делить на портовые, пограничные, где есть собственные пункты пропуска и те, которые попадают в наши стратегические логистические направления - международные транспортные коридоры МТК-1 и МТК-2, - пояснил Сергей Нехаев. - Весь эффект от них проявится в ходе реализации правовой базы свободного порта одновременно с запуском этих проектов, логически связывающих его со всеми портами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И если МТК-1 и МТК-2 являются продолжением проекта возрождения китайского Шелкового пути, о чём есть договорённость на уровне президента России и председателя КНР, то это открывает большие возможности для Приморья».
Поехали!
По мнению главы региона Владимира Миклушевского, законопроект удалось сделать гибким и легко администрируемым, а сам режим станет конкурентоспособным уже существующим в АТР. Важный момент: свободный порт будет работать под контролем наблюдательного совета во главе с полпредом президента РФ в ДВФО, в него войдут министр по развитию Дальнего Востока, губернатор Приморья, представитель краевого Заксобрания, заместители руководителей федеральных министерств и ведомств, в том числе таможенной службы, пограничников, Минфина. Это поможет его эффективной реализации на практике, считают эксперты.
Комментарий
Анатолий Карпов |
Анатолий Карпов, первый зампред комитета Госдумы по экономический политике:
«Впервые в новейшей истории России власти страны приняли решение по формированию в государстве свободного порта. Поскольку президент сам давал направление по формированию в крае порто-франко, я могу предположить, что задержек с подписанием закона быть не должно».