9 августа вступил запрет на экспорт из Японии в Россию целого ряда товаров. Их полный перечень японские власти обнародовали накануне. Самым чувствительным для простых россиян станет запрет на продажу в нашу страну гибридных машин и автомобилей с большим объёмом двигателя. Каких ещё тoваров из Страны Восходящего солнца мы лишимся, и как планируют вести бизнес в условиях санкций российские автодилеры, выясняли журналисты vl.aif.ru.
Отправить успели не все
Последние автомобили в Россию погрузили на суда в японских портах во вторник, 8 августа вечером. Запрет на экспорт, принятый постановлением Кабинета министров Японии, вступил в силу в полночь 9 августа. Автодилеры пытались успеть вывезти купленные машины, но не всем это удалось — судов, предназначенных для перевозки машин не много, и очередь на них расписана надолго вперёд.
У одного из владивостокских автодилеров, который согласился разговаривать только на условиях анонимности, в Японии «зависло» около десятка автомобилей.
«Площадки в портах были забиты машинами ещё задолго до новости о запрете экспорта, — говорит он. — Из-за бума, который наблюдается с начала российской спецоперации на Украине, мест на судах просто нет».
По его словам, ещё весной прошлого года многие автодилеры задумывались о покупке собственных судов для того, чтобы вывозить машины. Но получилось это не у многих.
«Бизнес морских перевозок очень специфический. Мы только год вникали во все тонкости и подбирали суда для возможной покупки. К счастью, не успели выйти на сделку. Иначе сейчас такое судно стало бы бесполезным», — делится предприниматель.
В последнее время в его компании машины покупались строго под конкретных клиентов.
«Если раньше мы брали на японских автоаукционах машины на собственные деньги, сами их везли в Россию и там таможили и продавали, то с весны перешли к покупкам только под заказ. Первые и сильно неофициальные слухи о том, что Япония может ввезти полный запрет на экспорт машин в Россию, появились на японском рынке ещё в марте. Тогда там никто не верил, что правительство может ограничить вывоз автомобилей, но мы насторожились», — говорит автодилер.
«Конечно, деньги клиентам, которым мы не сможем привезти машины, мы вернём. А что будем делать с самими машинами, пока не понимаем. Скорее всего, снова выставим их на японские аукцион, пусть и с потерей в цене. Схемы поставок машин в Россию через третьи страны пока ещё прорабатываются, и пока их наладим, автомобили будут стоять мёртвым грузом», — жалуется он.
Что запретили везти в Россию?
Сам перечень, в котором перечислено всё, что попадает под запрет, занимает три листа убористого японского текста.
Как говорится в преамбуле документа, под запрет попали товары, которые могут способствовать укреплению экономики России и её промышленной базы.
С 9 августа запрещён экспорт в Россию почвы, строительных материалов из камня, а также хлората натрия — его применяют в целлюлозно-бумажной промышленности, в пиротехнике и в системах генерации кислорода — кислородные генераторы на основе этого вещества могут применяться на самолётах в аварийных дыхательных системах.
Под запрет попали красители и пигменты, химические препараты, которые используются в химической и кожевенной промышленности, ингибиторы и катализаторы химических реакций, акриловые полимеры, фотоматериалы — кино- и фотоплёнки.
В 2020 году Россия импортировала из Японии красители и дубильные вещества более чем на 18 миллионов долларов.
Запрещён экспорт из Японии в Россию древесины и фанеры. В год древесины и изделий из неё импортировали почти на миллион долларов. В то время как древесной массы и целлюлозы ввезли в нашу страну из Японии более чем на 35 миллионов долларов — теперь они также под запретом. Нельзя будет вывезти в Россию и мебель.
Под запрет попадают шерсть, хлопчатобумажные ткани, текстильные изделия промышленного назначения, штапельные волокна и ткани, искусственное волокно и растительные ткани.
Ограничили экспорт также бывшей в употреблении одежды и пряжи.
Япония не будет поставлять в Россию кирпичи, асфальт, цемент и прочие изделия строительного назначения.
Запрещён экспорт чёрных и цветных металлов, котлов и котлоагрегатов, машин для литья под давлением. В первую очередь под запрет попало оборудование для нефтяной и газовой промышленности. Нельзя также вывезти в Россию железнодорожные вагоны и локомотивы — в 2020 году наша страна импортировала их из Японии на 405 миллионов долларов.
Что с ценами?
Япония запретила поставки в нашу стран оптического измерительного оборудования и аппаратуры для обработки и воспроизведения аудио и видео.
Но самым чувствительным в первую очередь для Дальнего Востока стал запрет на экспорт целого ряда транспортных средств. В санкционный список попали бензиновые и дизельные автомобили с объёмом двигателя свыше 1,9 литра. В эту категорию входят большинство внедорожников и паркетников, а также микроавтобусов и минивэнов.
Под запрет подпадают популярные в России Toyota Camry, Toyota Crown, Mazda 6, Toyota Land Cruiser, Lexus RX, Honda Fit Shuttle, Toyota RAV4 и многие другие.
Кроме того, запрещён экспорт всех моделей автомобилей с гибридными и электрическими двигателями. Это Toyota Prius, Toyota Aqua и гибридные версии других автомобилей. В последние годы таких машин становилось всё больше. Невозможно будет привезти напрямую популярный электроавтомобиль Nissan Leaf и другие полностью электрические модели. Запрещён экспорт с японских островов катера и яхты — наряду с США эта страна считалась основным поставщиком в Россию подержанных катеров.
Российский рынок уже отреагировал на запрет. По данным ведущего автомобильного портала «Дром», число объявлений о продаже гибридных автомобилей на Дальнем Востоке после известия о запрете снизилось на треть. Число предложений о продаже гибридов без пробега по России снизилось на 27%, а количество машин с пробегом на рынке уменьшилось на 32%. При этом цена на беспробежные гибридные автомобили выросла в 80% объявлений. Рост цен по сравнению с июлем составил почти 20%.
Чем заменить?
Что касается промышленного оборудования и тяжёлых машин то их давно уже заменяют продукцией из Китая.
«Мы переориентировались на Китай ещё в 2010 году. На местном рынке немало техники, которую китайцы скопировали. Но в последнее время появляется много продукции, которая является собственными разработками. Технологический уровень Китая значительно вырос», говорит он.
О китайской замене говорит и губернатор Приморского края Олег Кожемяко.
«Природа не любит пустоты, придут другие производители. Сейчас нарастает поток автомобилей и запчастей из Китая. От количества они перешли к качеству, на данный момент отвечают необходимым требованиям. Главное, в Приморье будет ремонтная база, сервисные центры», — говорит Кожемяко.
Однако надо понимать, что Китай не сможет заменить именно дешёвые бывшие в употреблении японские машины. КНР не экспортирует подержанные автомобили, поэтому в случае с китайским автопромом придётся покупать исключительно новые машины, которые, понятное дело, дороже.
В свою очередь, приморские автодилеры говорят, что планируют наладить ввоз японских машин через третьи страны. Опыт в обходе запрета уже есть. Они уверены, что получится и в этот раз.