Год культуры в России сменил Год литературы. На государственном уровне поставлена важная задача - привлечь внимание к чтению. Понятно, что упор нужно делать на молодёжь. На официальном логотипе года, выполненном в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей, в том числе Николая Гоголя.
Поэму «Мёртвые души» проходят этой весной в девятых классах общеобразовательных школ. Насколько понятны и близки образы и смысл произведения подрастающему поколению? Это выясняла Елена Жукова, побывав на открытом уроке литературы в средней школе № 83 Владивостока.
Полное погружение
Алина Трегубова - студентка четвертого курса филологического института ДВФУ. У неё уже есть опыт практики преподавания литературы в школе, сегодня у неё очередной «настоящий» урок. Девушка научилась справляться с волнением и не делать больших пауз, в которые может досадно вклиниться шум из класса. Мелодичным голосом, словно главная героиня фильма «Весна на Заречной улице», она объявляет тему урока: «Образы помещиков в поэме «Мёртвые души». Ученики 9 «А» выводят в тетрадях: «Ничего человеческого». Имеется в виду физическое и моральное растление гоголевских персонажей.
Никаких планшетов и компьютеров, лишь большой экран, на котором с помощью проектора выводится таблица, разбирающая в деталях грехи каждого помещика. А ещё - карикатурные портреты кисти художника XIX века. Весь урок построен на живом тексте автора, по отдельной цитате нужно угадать, о ком из героев идёт речь. По сабле на стене узнают Ноздрёва, по борщу - Манилова, по лицу кирпичного цвета - Собакевича.
«Я прочитала «Мёртвые души» целиком ещё летом, - удивляет одноклассников ученица 9 «А» класса Регина Прокудина. - Большинство персонажей показались мне знакомыми. Например, Коробочка - ей только денег подавай. Думаю, что сегодня много таких людей. Они желают только разбогатеть и совсем не думают о последствиях».
На мой провокационный вопрос: «А кому вообще не нравится Гоголь?», тоже находится ответ.
«Мне не по душе длинные описания, какие-то детали кажутся лишними, - признаётся Егор Шевченко. - Ну неинтересно мне, какие брови были у Тараса Бульбы. Главное - сюжет и раскрытие персонажей. Тем не менее, «Мертвые души» - произведение жизненное. Его персонажи встречаются в политике, обществе, да на каждом шагу. «Дубинноголовых» особенно много».
Лирик - это круто!
45-ти минут урока не хватает, чтобы понять до конца глубину падения героев «Мёртвых душ». К счастью, на изучение произведения в школьной программе по-прежнему отводится не один час. Алина Трегубова старше своих первых учеников на каких-то пять лет, вспоминает себя за школьной партой.
- Дети воспринимают произведения на уровне чувств, открытым сердцем. У них, как у профессиональных филологов, нет теоретической базы и, как у взрослых, нет жизненного опыта, - говорит Алина. - Мы в своё время не понимали Тараса Бульбу, который убил сына - ведь тот полюбил, а ничего сильнее и важнее любви для подростка быть не может. 15-летним девушкам неясно, почему в конце романа «Война и мир» Наташа Ростова, родив детей и располнев, становится для Толстого идеалом женственности. Вызывают множество вопросов нравы и обычаи героев разных эпох… Многие не понимают, что сюжет в произведении не главное. Они ещё не читали Пруста, где по сравнению с Гоголем вообще нет никакой сюжетной линии.
- В далёкие советские времена людей было принято делить на «физиков» и «лириков». Много ли гуманитариев сегодня в школах и среди студентов?
- А есть ли у современных школьников герои для подражания?
- В школе мы, девчонки, были влюблены в Базарова. Мы с подругами даже портрет его распечатали и носили в учебниках литературы. Конечно, старшеклассников притягивает всё, что касается любви, лирической темы. Да и школьная программа идёт им навстречу. Маяковский перестал быть только поэтом революции, и слова о том, как «любовная лодка разбилась о быт», больше на слуху, чем стихи о советском паспорте. От корки до корки читают «Тёмные аллеи» Бунина. Задача учителя - пробудить интерес к хорошей литературе.
Голосую за читающее поколение
Марина Важнова преподает уроки литературы в школе 25 лет. За это время пришлось перестроиться. К примеру, раньше на изучение только одного романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» выделялось пять уроков. Сегодня Фадеева проходят обзорно. Зато нашлось место Булгакову, Пастернаку и Платонову.
- Конечно, есть категория детей, которая читает редко и только с планшетов, - рассказывает Марина Викторовна. - Но сегодня не всё так печально, как в 90-е годы. Такое ощущение, что канувшие в пропасть идеалы возвращаются. Повышается престиж не только образования, но и образованности. Я поднимаю за молодёжь обе руки.
- Всегда ли готовы школьники к восприятию сложных классических произведений?
- Многое зависит от того, как учителя литературы эти произведения преподнесут. Если тема цепляет ребят, мы отходим от плана урока, спонтанно возникает дискуссия. Дети могут не соглашаться с действиями героев. Допустим, спорят, почему Базаров и Одинцова всё время ходят вокруг да около, но не могут сказать о любви открыто?
- Кстати, читают ли школьники стихи у доски, как это было раньше?
- Без декламации. К сожалению, традиция выразительного чтения уходит. Хорошо, что снова вернули сочинения. А они показывают, что в героях у нынешних школьников по-прежнему ходят Печорин, Чацкий, князь Мышкин, лётчик Мересьев. И Маленький принц Экзюпери - как идеальная человеческая суть, к которой нужно стремиться.