Новый детский театральный сезон открылся ярко и шумно - уличным представлением «День кукол». Это не единственное мероприятие - бесплатное и доступное для зрителя.
Приморский театр с момента своего основания активно участвует во многих культурных проектах социальной направленности. О том, чем живёт и как развивается коллектив в сложное время, рассказал в интервью «АиФ - Приморья» Виктор БУСАРЕНКО, художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России.
Как не утратить связь со зрителем?
- Виктор Васильевич, для вас День кукол равнозначен Дню сурка?
- Несколько лет мы открываем сезон уличным представлением, любопытная публика собирается прямо на крыльце театра, под Триумфальной аркой. С каждым разом зрителей всё больше, и это нас очень обнадёживает. В этом году на открытии сезона мы сыграли недавнюю премьеру «Заячья школа». В лёгкой, весёлой, игровой форме спектакль знакомит ребят со школьной жизнью. Постановка рассчитана как на дошколят, которые мечтают повзрослеть и пойти в школу, так и на первоклашек, узнающих себя в главных героях. Мы сделали пять целевых спектаклей для «первачков».
- Насколько популярны выездные спектакли?
- Это форма общения с детьми, актуальная на все времена. Об этом, кстати, говорил президент Владимир ПУТИН на прошлогоднем Совете по культуре и искусству. Сегодня необходимо пропагандировать произведения искусства не только на стационарах, но и выезжать в детские сады, школы, дворцы культуры, устраивать открытые уличные представления. Как можно больше детей должны быть охвачены театральными предложениями. Искусство в долгу перед юными зрителями. Современные дети, прячась за лавиной электронных игрушек, отстали от театра, и это неправильно. Театр совместно с образованием идут рука об руку, формируя эстетически развитую личность. Но возникают проблемы. К примеру, чтобы выступить в дошкольных учреждениях, нам предлагают заключать договоры аренды. Но ведь мы приезжаем в детский сад на один час…
- А самодеятельные коллективы в сады пробираются без препятствий?
- Действительно, это недоразумение. Вместо профессионалов в образовательных учреждениях оказываются коллективы с представлениями низкого качества. Увы, но сегодня далеко не все родители водят детей в театр, они говорят ребёнку: «У тебя есть телевизор, компьютер, сиди - занимайся, играй». Не понимают, что театр - совершенно другая история, это впечатление, которое никакой компьютер не заменит. Мы - педагогический театр, я всегда ставлю это положение во главу угла. Для многих малышей спектакль в детском саду - единственный шанс, чтобы познакомится с театральным искусством. Нужно говорить об этом с представителями власти. К счастью, краевой департамент культуры в этом нас поддерживает.
В чём главный смысл?
- В репертуаре театра, как известная классика, так и пьесы, поставленные по малоизвестным произведениям…
- Да, у нас разнообразная творческая программа, я называю её собранием библиотеки лучших произведений мировой детской литературы, куда входят сказки народов мира. Допустим, «Заячья школа» - болгарская сказка, она знакомит детей с костюмами, обрядами, музыкой представителей этого народа. Широко представлена в репертуаре и современная литература. Это пьесы дальневосточного автора Александра ГЕРАСИМОВА, написаны по заказу театра, оригинальная версия «Трех поросят» детского драматурга Олега ВАСИЛЬКОВА. Планируем поставить большой лирико-драматический спектакль о любви эстонской писательницы Айно ПЕРВИК «Баба Мора и капитан». Как дань проходящему году литературы - два классических произведения: пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Кошкин дом» МАРШАКА.
- «Кошкин дом» с большим успехом шёл в театре много лет, был его ведущей постановкой. Где новизна?
- Сегодня режиссёр Вадим ПЕРФИЛОВ ставит новый спектакль в ином решении. Мы стараемся экспериментировать, совмещать различные формы: перчаточные куклы, маски, живой план актёров. Для детей будет много неожиданностей, хотя по тематике и по стихотворному тексту всё соответствует Маршаку.
- В чём особенность постановок на малой сцене театра?
- Это спектакли для самых маленьких зрителей. Репертуар обновляется не часто, последняя - «Сказка о рыбаке и рыбке». В наших планах - постановка современного варианта «Курочки рябы», в интерпретации драматурга Михаила СУПОНИНА. Подчеркну, что из тысячи современных пьес лишь единицы пригодны для театральной сцены.
Почему полиция?
- Известно, что вы входите в общественный совет УВД Приморья. Каким образом это связано с режиссёрской деятельностью?
- Важная часть нашей работы - постановка спектаклей на тему безопасности. Допустим, сказка «Про Царя коварного и Вовку-пожарного» учит обращению с огнём. Ещё один спектакль - о правилах дорожного движения мы планируем поставить в ближайшее время. Все обучающие представления представлены в игровой форме - с песнями, загадками, литературными персонажами. Дети вовлечены в игру, конкурсы, по сценарию они выходят на сцену, чтобы вместе с героями преодолеть трудности.
- Какие официальные признания Приморского театра кукол вам особенно дороги?
- За последнее время случилось три удачных выступления на российских и международных форумах. Спектакль «Красная шапочка» стал лауреатом фестиваля в Южной Корее. Мы получили достойные награды, принимая участие в фестивале «Папа Карло» с пьесой «Сказка о глупом мышонке». Пожалуй, самое дорогое признание - от детского жюри на фестивале Тулук в Нерюнгри.
- В вашем коллективе работают преданные театру актёры?
- Каждый актёр достоин поощрения. Это заслуженные артисты России Татьяна ВЕДЕРНИКОВА и Владимир КАХНО. Вадим ПЕРФИЛОВ, получивший почётную грамоту Министерства культуры России. Алексей БЕЛОВ, удостоенный приза за лучшую мужскую роль на российском фестивале. У нас прекрасные мастера, создающие не просто куклы - настоящие произведения искусства: Людмила ТИМОФЕЕВА, Ирина ЦЫПЫЛОВА, Елена МИХАЙЛОВА. Коллектив небольшой, но сплочённый.
- Ставите ли вы спектакли для взрослых?
- К сожалению, эти пьесы не дешевые в изготовлении, и не всегда окупаются. Для нас непозволительная роскошь - выпустить спектакль несколько раз, а потом снять с репертуара. Вот переживём кризис, обязательно поставим шекспировскую пьесу «Сон в летнюю ночь». А пока - приглашаю родителей с детьми. Порой взрослой аудитории не хватает воспитания, элементарной культуры: привели чадо - и отстранились. Закончился спектакль - равнодушно встали и ушли. Аплодисменты актёрам, обсуждение спектакля - часть ритуала. Считаю, что родители должны готовить ребёнка к походу в театр. Конечно, у нас есть свои поклонники - интеллигентные, вежливые люди. Благодарная публика - неизбалованная: это дети из детских домов, коррекционных центров. Для них мы часто ставим благотворительные праздничные спектакли.
- Каким вы видите театр кукол в будущем?
- Театр нуждается в современном здании, со вспомогательными помещениями, специальной аппаратурой. Нужно жить по условиям 21 века, иначе конкуренцию с телефонами и компьютерами проиграем с треском.
ДОСЬЕ
Виктор Бусаренко родился в 1947 году во Владивостоке. Окончил Дальневосточный институт искусств и Высшие театральные курсы при ГИТИСе. Работал актёром и режиссёром в театрах Владивостока и Красноярска. С 1993 г. - художественный руководитель Приморского краевого театра кукол. Заслуженный работник культуры, заслуженный деятель искусств России. Лауреат премии МВД РФ в области культуры, литературы и искусства. Пишет пьесы, инсценировки, песни, стихи Печатался в дальневосточных и российских изданиях.
КСТАТИ
Приморский театр кукол основан в 1939 г. Лауреат премии комсомола Приморья, 1985 г., удостоен почётных грамот администрации Приморья, краевого управления культуры, краевого комитета профсоюзов, Союза театральный деятелей РФ. Дипломант Всероссийского конкурса «Щит и перо», 2007 г.