Примерное время чтения: 7 минут
189

Понять, простить: новой премьерой порадовал на малой сцене театр молодёжи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ-Приморье № 28 13/07/2022
Актёры играли на одном дыхании, эмоционально захватили зал.
Актёры играли на одном дыхании, эмоционально захватили зал. / Ольга Костенко / Из личного архивa

В Приморском драматическом театре молодёжи – премьера спектакля «Сой папа – Питер Пэн». Пьеса написана современным драматургом Керен Климовски, получила несколько фестивальных премий, её тепло приняла театральная публика.

Сколько постановок, столько и режиссёрских решений истории о папе, который не хочет взрослеть. Сюжетом прониклись и поставили в разных театрах страны. И если у автора пьесы жанр – «волшебная трагедия», то у режиссёра театра молодёжи Германа Авеличева – «психологическая расстановка в одном действии».

Много идей, много мыслей

Позволю себе написать, что в пьесе два главных героя. Первый – рассказчик (Игорь Смирнов), который находит суперсилу и возвращается на машине времени в «очень маленькое личное прошлое». В то время, когда ему было 8 лет. Второй – мальчик (Никита Лазарев), узнает от папы, что тот – Питер Пэн – нестареющий ребёнок из популярной сказки. Только притворяется дяденькой, чтобы его не заставляли ходить в школу и есть манную кашу. У него не растет борода, остались молочные зубы, он умеет летать, и он же написал любимую книгу сына о приключениях Питера Пэна, только под чужой фамилией.

Источники предупреждают: синдром Питера Пэна – не психиатрический диагноз, а довольно распространённая странность, вид психологического и социального инфантилизма, при котором человек упорно не хочет взрослеть. Одна грань, как правило, – это яркие творческие личности, вторая – абсолютное отсутствие какой-либо ответственности за себя и других. В компьютерный век Питеров Пэнов стали называть кидалтами, и психологи с тревогой приходят к выводу, что таковых становится всё больше.

И что с этим делать? Прежде всего, обратимся к задумке автора. Пьесу в необычном жанре «волшебной трагедии» сочинила 36-летняя поэтесса, переводчик и драматург Керен Климовски. Она убеждена, что люди с синдромом Питера Пэна встречаются не только среди мужчин, но и среди женщин, что вполне логично. Сюжет пьесы пришёл из наблюдений за отношениями ее мужа и старшего сына. Автор поразилась – насколько дети могут быть взрослее своих родителей. Керен и есть жена «Питера Пэна». Но и она творческая личность в самом современном контексте: образованная, своим домом считает несколько стран, свободно говорит на нескольких иностранных языках. Она живет в многозадачном пространстве, и из каждой трагедии – маленькой или большой – пытается найти выход, что очень чувствуется, когда читаешь её стихи.

Драма, но почему волшебная?

Пересказывать подробно сюжет пьесы не имеет смысла – зритель должен прийти и всё понять для себя с чистого листа. Стоит поговорить об образах спектакля и о том, какими их видят его создатели. Поймут ли постановку подростки 12+? Почему табу рушит современные семьи? И в чём главный смысл?

Психологическая расстановка – модный и, говорят, довольно эффективный метод, чаще с помощью него прорабатывают семейные проблемы. Но почему такой выбран жанр? Вернувшись в прошлое, взрослый герой видит себя со стороны и решает нерешённые задачи, завершает незавершённое.

– Молодое поколение может свободно говорить, что занимается психотерапией, а лет 15 назад на это смотрели по-другому. Важно обращаться к себе, к прошлому, думать о взаимоотношениях с родителями. Все проблемы идут из детства. Из-за того, что мы с этим не разбираемся, это накапливается и потом очень сложно создать здоровые отношения, – отметил режиссёр спектакля Герман Авеличев.

После сдачи спектакля актёры и режиссёр поговорили с первыми зрителями, среди которых было много коллег по театральному цеху. Выяснилось, что эта история откликается у многих. К слову, у действующих лиц нет имен.

Пьеса потребовала глубокой психологической проработки, большого энергетического накала, динамики и непрерывности. И – получилось! Актёры играли на одном дыхании, довольно точно расставив акценты, эмоционально захватив зал. Спектакль идёт на малой сцене, в условиях, когда зритель находится на расстоянии вытянутой руки, и его трудно обмануть. Сложностей вообще немало. Представьте, что уже взрослому молодому человеку пришлось сыграть ребёнка, и Никите Лазареву удалось убедить в этом себя и зрителя. Правда, некоторые заметили, что местами персонаж слишком резв и весел, даже когда учительница ругает за то, что он пришёл в школу в пижамных штанах. Николай Тирищук перевоплотился в образ, который, по признанию актёра, никогда не был ему симпатичен, и он ставил под сомнения все его выходки, но превзошёл себя и оправдал талантливого неудачника. К этому же приходит рассказчик – Игорь Смирнов, когда-то поверивший, что папа умеет летать, понявший, жизнь без чуда скучная и пресная.

Как выразилась драматург, большой плюс отца – умение радоваться жизни и «быть в моменте».

Валерия Самарина – жена «Питера Пэна», казалось бы, как и автор пьесы, должна искать выход, что делать с этим безответственным мужем, который отдаёт кому-то последние накопленные деньги, исчезает из дома, никогда не найдёт себе работу и неприспособлен в быту? Но режиссёр Герман Авеличев идёт по другому пути. Он показывает молодую семью, отношения в которой ломаются. Женщина на грани нервного срыва, она всё реже прощает мужу его инфантильность, измены, безалаберность. Она уже не верит в Питера Пэна.

– Если люди разводятся — это нормально, это лучше, чем жить в ситуации нелюбви, мучить друг друга, истязать, растрачивать ресурсы, – сказал режиссёр. – Многие наши семьи табуированные. Порой трагедии случаются из-за того, что родители не могут сказать ребенку: «Я тебя люблю». Мы хотим говорить про молодую семью, где всё только начинается. Важная мысль, что не всегда и не всем нужно вступать в брак.

Большие споры вызывал образ учительницы (Мария Стратулат), которая в начале спектакля предстает истинной мегерой, но потом в общении с папой мальчика становится милой девушкой. Зрители обеспокоились – не слишком ли резкий переход?

– Сцена сыграна в гротесковой манере, – объяснил художественный руководитель театра Павел Макаров. – Страшная училка – то, что осталось в памяти мальчика, это подчёркивается радикально красным светом. Все меняется, когда в этом пространстве появляется папа.

Порой трагедии случаются из-за того, что родители не могут сказать ребёнку: «Я тебя люблю».

Но самое сложное – это финальная сцена, для которой драматург оставила режиссёру «воздух». Драма, но почему волшебная? И к чему пришла психологическая расстановка? Финал, скорее всего, породит противоположные мнения. – Это принятие главным героем своего отца, человека со всеми недостатками, – повторил режиссёр. – Он вернулся в детство, чтобы понять, как здОрово было с папой, как было весело и беззаботно, когда они играли в Питера Пэна и учились летать.

– В качестве фигуры родителя такой человек, мягко говоря, не идеален, но важнее понять, почему в обществе появляются такие люди, какие социологические процессы этому способствуют, и что можем сделать мы со своим внутренним «Питер Пэном» или со своей детской травмой – как понять, принять, простить и не передавать дальше, – заключает автор пьесы.

– Психологи считают, что с каждым годом кидалтов становится всё больше, что вы думаете об этом? – спрашиваю у режиссёра.

– Хорошо, если «Питеры Пэны» найдут своё место в мире, применение своим талантам и способностям. Но то, что их становится больше, факт.

Пьеса предназначена для семейного просмотра. Детям после 12-ти лет смотреть можно, но желательно после поговорить об этом со взрослыми.

Кстати

Герман Авеличев – актёр театра молодёжи, прошедший обучение в Театральной школе Константина Райкина. Ранее поставил спектакли: «Собачье сердце», «Вселенная бесконечна».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах