Незадолго до конца рабочего дня, когда солнце в ясном морозном небе уже наливалось тяжёлым закатным золотом, мне позвонил Петрович: «Ветер перекинулся в залив Восток, гуляет над берегом и Лебяжьим озером, самое время буер выгонять. Я уже в пути!»
Беру фотоаппарат и едем. Мой гид - известный в парусном мире находкинский яхтенный капитан Леонид Петрович, которого некоторые друзья с почётом окрестили «Капитан яхты «Капитан Гришин» Капитан БОРИСОВ» - по-честному с большой буквы капитан. Многие десятки регат и судейств позади, Тихий Океан под парусами исходил вдоль и поперёк, кругосветку с Виктором БУХАЛЬСКИМ на «Капитане Панаеве» прошёл, с ним же впеременку южнокорейских кадетов в последние годы на шхуне «Кореана» парусному делу обучал. Курсанты наших средних и высших дальневосточных мореходок практику проходят сразу на фрегатах «Паллада» и «Надежда», так что потенциал яхтсменов-кругосветчиков в родной Находке и крае почти никем не востребован. Хотя местные яхтсмены ведут учебную работу и с подростками тоже - на коммерческих началах, ибо недешёвый это сегодня вид спорта и увлечения. По зиме Петрович уже не первый год выгоняет на лёд прибрежного озера зимние яхты на коньках - буера.
Шерстяные носки не помешают
Просторный берег залива Восток между мысом Подосёнова и мысом Елизарова находкинцы издавна облюбовали для отдыха и праздников. Находкинская База активного морского рыболовства здесь держала ведомственную базу отдыха, яхт-клуб «Антарес» с капитанской кают-компанией и лагерь юных моряков - там детей обучали парусному делу на лодках класса «Луч» и «Оптимист». Нынче же БАМР, как добывающая компания, распродал в частные руки непрофильные активы, а в их числе и яхты, носившие имена славных рыбацких капитанов, и обустроенную для лета территорию яхт-клуба.
Гавань «Антареса» в навигацию ещё действует, оздоровительный лагерь летом тоже открыт, хотя «детский» флот уже состарился и для учёбы не годен. Ну, а яхтсменам пришлось свои вещи перенести через дорогу, к берегу озера Лебяжьего: здесь стоят их контейнеры с яхтенным рангоутом и прочим скарбом, устроены времянки и сторожки, зимуют на кильблоках корпуса яхт.
…Буер, напоминающий формой арбалет, стоит на льду среди замёрзшего затончика на деревяшках, подложенных под коньки из легированной стали. Голая мачта, похожая на яхтенную, чуть покачивается на несильном ветру. Есть у Петровича ещё две ледовых яхты, но обе нуждаются в ремонте, одному на холоде чинить корпуса несподручно, а мачту можно поправить или изготовить только на заводе. Один буер, между прочим, предназначен для хождения под жёстким парусом-крылом, устанавливаемым вертикально - вон оно стоит под контейнером, до поры подпертое железками, чтоб не унесло ветром.
Растопив в сторожке печурку, хозяин дает мне чуть тесноватый брючный комбинезон с тёплым байковым вкладышем, шерстяные носки и чуни стриженой овчины, поверх велит натянуть противохимические бахилы. Под мою незябкую куртку даёт лишний свитер, нахлобучивает до бровей треух и завязывает мне его под подбородком. Запахивает ворот, вкруг шеи обматывает длинный шарф: в зеркале я смотрюсь как герой детского рассказа Филиппок.
- Ветерок только с виду слаб, а на скорости, да под воздушным потоком, что срывается с паруса, долго не усидишь, - поясняет Леонид Петрович. На слух в это не очень верится, но мороз сегодня будь здоров, и я полагаюсь на опыт хозяина.
Лыжные очки, перчатки на резинках через шею - можно стартовать.
Петрович выносит из контейнера и крепит на мачте гик с треугольным дакроновым парусом, энергично вздевает его кверху, мы сталкиваем судно с дощечек и выводим его на открытый лёд озера. До сих пор яхтой я не управлял, но на пустынном озере столкнуться не с кем, а управление простое: нижний из двух горизонтальных штурвалов управляет стальным тросиком, гика-шкотом: отпуская в сторону гик с плоскостью паруса, меняешь ветровой угол атаки. А верхний штурвал управляет задним коньком, как пером руля.
Льда-то хватает!
Никогда не думал, что столько восторга в самостоятельном управлении яхтой, построенной для водной тверди! На ледовой глади озера площадью чуть просторней Спортивной Гавани Владивостока это костлявое с виду судёнышко развивает весьма приличную для слабого ветра скорость. Мешают лишь редкие снежные заструги да неровности полупресного льда, а на гладкой поверхности, как я позже прочёл в Интернете, на буере возможно достижение скоростей, в 3-4 раза превышающих скорость ветра. При низком сопротивлении трения (около 2% массы) подъёмная сила на парусе растёт пропорционально квадрату скорости.
Остальное зависит от остойчивости буера на виражах и опыта гонщика. Яхтсмену ветер - открытая книга: он знает, под какими углами к нему следует ходить, как маневрировать под парусами и учитывать скорость движения на меняющихся углах атаки; если надо - и против ветра двигаться сможет. Я же пару раз ставил буер слишком круто к встречному ветру, и он застывал на месте. Но скоро понял: тронуть судно с места можно, лишь иначе развернув парус. Буер и с толкача легко разогнать, но для запрыгивания даже через невысокий борт я громоздко одет, тут бы хороший комбинезон и тёплую лёгкую обувь.
Ногам тепло, рукам в перчатках уже зябко, обдуваемую же часть лица спасает только борода: ледяной поток с паруса и впрямь режет, будто вертикальное лезвие ножа. Губы не шевелятся, носа и щёк не чуешь. Оказывается, абсолютный рекорд скорости на буере - 234 км/час. Не представляю, во что был одет тот рекордсмен – не иначе, в лётный скафандр и гермошлем, ведь как пронизывает ветер даже при небольших скоростях!
Несколько раз я пересек озеро вперёд-назад, но так и не хватило знаний, чтобы войти в затон против ветра. Петрович меня с удовольствием сменил, тоже махнул через озеро, на обратном пути набрал скорость, прижался ближе к берегу и ловким поворотом вправо завёл буер в ледяную гавань на «парковку».
- Можно б вывозить такие судёнышки в более оживлённые места для платных катаний, - рассуждает яхтенный ветеран. - В Находке лучшее место - лёд Солёного озера, где рядом жилые кварталы, места гуляний, рынок, торговые и спортивные центры, автопарковки. Для снежного покрова нужны уже не коньки - полозья. Но хлопотно: а вдруг штиль, или клиент не пойдет, а откроешь бизнес - налоги всё равно заплати... Так что мы в основном сами здесь катаемся, для поддержания формы - яхтсмены, друзья-родные-близкие, детвора.
На рубеже 90-х годов в Камень-Рыболове была попытка положить начало ледово-яхтенному спорту, но не стало энтузиастов - дело и заглохло. А меж тем потенциал для этого (да и для других видов) зимнего спорта в крае весьма велик: одну Ханку баюкают в ладонях четыре муниципальных района, а уж что гостей туда съезжается... Просторного льда на озёрах, речках и прудах по всему краю достаточно. Если уж в Находке, где той зимы-то всего два-три месяца, выходят на лёд и хоккеисты, и «кайтеры», и зимние автогонщики, и даже яхтсмены, так не пора ли спорткомитетам задуматься о расширении списка зимних видов спорта?