У нас много говорят о новых производствах, предприятиях, но всем это под силу. А что деловые, успешные люди делают для того, чтобы помочь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации?
Н. Кривоносов, Лесозаводск
17 ноября в Приморском крае состоялось одно из самых долгожданных мероприятий для представителей регионального бизнес-сообщества - ежегодная краевая конференция предпринимателей. В этом году организаторы постарались открыть для приморских деятелей несколько ранее неизвестных краю бизнес-трендов. О самом добром и полезном из них раccказали куратор дискуссионной площадки «Социальное предпринимательство и бизнес в социальной сфере», директор АНО «Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства» Светлана БАЖЕНОВА и заместитель начальника отдела программ содействия занятости КГБУ «Приморский центр занятости населения» Наталья КАЧУРА.
Что за простые важные вещи?
- Светлана Куприяновна, что такое социальное предпринимательство?
- Определений социального предпринимательства очень много, но в российском законодательстве не закреплено понятие «социальный предприниматель». Потому на сегодняшний день нам очень сложно продвинуть свои проекты с юридической точки зрения. Российские эксперты пытаются решить эту проблему. На сегодняшний день на рассмотрении у депутатов Государственной Думы РФ находятся два достаточно противоречивых закона о социальном предпринимательстве от двух невзаимосвязанных ведомств.
В целом говоря о социальном предпринимательстве нужно отметить, что это деятельность, где во главу угла ставят помощь какой-либо социально уязвимой категории. Финансово устойчивая модель здесь нужна для того, чтобы можно было бы вывести найденное решение для данной проблемы на постоянную основу.
Для того чтобы стало более понятно, я расскажу об отличиях социального предпринимательства от простого бизнеса на примере одного известного проекта.
Этот проект существует много лет, как простой способ трудоустройства незрячих людей, что само по себе стимулирует улучшение качества их жизни. Сама модель проекта проста: слепые люди плетут авоськи и интересные вещицы из кожи, предприниматель продаёт их. А большая часть дохода идет на выплату зарплаты работникам, налогов, аренду, а также на развитие социального бизнеса. Таким образом, этот проект помогает людям, которые в обычной жизни не смогут найти себе работу, включиться жизнь и почувствовать себя нужными. Для сомневающихся отмечу, что данный девайс пользуется спросом не только в России, но даже заграницей. Людям нравится, что авоську удобно носить с собой, легко хранить, она не захламляет территорию и не загрязняет экологию.
Но чтобы бы в этом случае сделал обычный предприниматель, ориентированный на максимизацию прибыли? Он поедет в Китай, найдёт там дешёвого производителя и продолжит продавать изделия с пониженной себестоимостью. При этом, безусловно, предприниматель мог бы перераспределить полученную прибыль благотворительному фонду или приюту, что само по себе хорошо, но проблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья это не решило бы.
- Я правильно понимаю, что социальное предпринимательство - это новое явление в России и пока мы не можем «похвастаться» чем-то экстраординарным?
- Нет. Начиная с середины 2000 годов в России действуют фонды и организации, помогающие социальным предпринимателям. Уже три раза выходил каталог «Социальное предпринимательство в России» и там достаточно много примеров людей, которые ведут свой социальный бизнес и добились в нём больших высот. Но в мире это явление известно более 30 лет.
Чему начало положено?
- Бизнесмены Приморского края тоже есть в вашем каталоге?
- Социальное предпринимательство в Приморском крае ещё в самом начале пути и у нас пока не очень много устойчивых социальных предпринимателей, но при этом понятно, что круг проблем достаточно широкий. И всё же, несмотря на довольно «позднее зажигание», у нас есть что показать. Думаю, что в каталоге 2018 года обязательно появятся несколько необычных предприятий Приморского края.
- В Приморье уже действуют большие социальные проекты?
- Конечно. К примеру, руководитель благотворительного фонда из Находки Оксана Володина открыла в своём городе два благотворительных магазина. Где есть всё: от одежды до кухонной утвари. За время работы благотворительных магазинов у неё общая выручка составила более трех миллионов рублей. Полтора из них Оксана направила в фонд на поддержку нуждающихся, а вторая половина пошла на покрытие операционных расходов.
В следующем году Оксана Володина планирует открыть целый социальный центр, где будет находиться не только благотворительный магазин, но и всевозможные досуговые залы, где специалисты смогут помогать пожилым людям идти в ногу со временем, заниматься с детьми из малообеспеченных семей и многое другое.
- Расскажите о социально важных проектах, которые представляли на Ежегодной краевой конференции предпринимателей?
- Анастасия и Ирина из посёлка Славянка представили сразу несколько своих полезных для общества стартапов. Изначально девушки решили уделить внимание пропаганде здорового образа жизни среди молодёжи. Проводя различные мастер-классы и семинары, они смогли увлечь здоровым образом жизни порядка 300 детей Хасанского района.
Через некоторое время проект молодых предпринимателей очень сильно вырос - появилась уникальная в Приморском крае кондитерская полезных десертов, которая идеально подходит для тех, кто по разным причинам не может употреблять сахар. За полгода кондитерская обзавелась своими постоянными покупателями и деловыми партнёрами. Сейчас девушки активно развивают идею предоставления рабочих мест в кондитерской для всех социально-незащищенных граждан Приморья. Особенно - детям и пенсионерам, разрабатывают систему обучения кондитерского искусства для тех, у кого нет профильного образования, но есть огромное желание работать и развиваться в этой сфере.
Кстати, в этом году наши девочки стали полуфиналистами Всероссийского конкурса социальных предпринимателей в сфере детства. Девушки обошли более 400 проектов соперников и попали в число 50 лучших бизнес-моделей страны. Если они станут победителями, то это станет большим успехом всего Приморского края.
- Возможно ли совмещение социального предпринимательства с творчеством? Есть ли такие примеры в Приморье?
- Проектная команда из Владивостока в январе этого года запустила инклюзивную театральную студию «Во имя добра». 15 юных приморцев, среди которых есть как дети с инвалидностью и здоровые ребята, ставят различные спектакли на важные социальные темы. С детьми занимаются актеры Театра молодёжи - профессионалы помогают ребятам оттачивать мастерство, движения, сценическую речь и вокал. 25 сентября ребята впервые выступили на большой сцене во Владивостоке и вызвали невероятный фурор у общественности. Появилось много желающих принимать участие в жизни студии. Изначально этот проект был реализован за счёт средств федерального гранта, но теперь, когда грант закончился, было принято решение переводить студию в русло социального предпринимательства: продавать билеты на спектакли и сувенирную продукция с символикой студии, а вырученные деньги направить на развитие студии.
- А может ли начаться социальный бизнес на базе дизайнерской задумки? Ведь приморские дизайнеры славятся именно своей любовью к благотворительности…
- И снова я говорю да. По инициативе художников Владивостока был основан проект «Fasion юродивый». Алексей Круткин и Татьяна Ангесашвили долгое время путешествовали по «лучшим городским помойкам» в поисках интересных вещей, которые когда-то были отвергнуты своими хозяевами, чтобы вдохнуть в них вторую жизнь. Через некоторое время к ребятам присоединилась активистка Наталья Коробка, которая решила, что столь яркие идейные всплески просто обязаны приносить доход, чтобы в будущем стать полезными для людей.
Помимо творчества инициатива наших творческих деятелей решает сразу несколько социально-экологических проблем Владивостока и края. Найденные ненужные вещи, статуэтки, игрушки становятся очень даже нужными после реставрации – так художники могут обеспечивать интересными предметами гардероба нуждающихся или продавать вещи ценителям, а вырученные деньги направлять на благотворительность. Также ребята планируют создавать из мусорных груд арт-объекты, которые непременно заставят даже случайных прохожих пересмотреть своё отношение к экологии.
В декабре создатели «Fasion юродивый» планируют установить по городу специальные арт-ящики и провести большой показ мод на улицах Владивостока, а также провести серию мастер-классов, где каждый желающий сможет узнать о различных способах декорирования вещей. Вполне возможно, что однажды обновлённые коллекции ребят будут продаваться в торговых центрах города и у нас появится ещё один пример благотворительного магазина.
- А как быть людям, у которых пока нет возможности оплачивать аренду помещения, но очень хочется прямо сейчас организовать социальный бизнес?
- В ходе дискуссионной площадки один из участников поделился с нами своим опытом ведения социального предпринимательства через потребительский кооператив. Несколько жителей Владивостока однажды решили объединиться и создать свой мини-рынок полезных товаров на основе обычного магазина. Сначала люди выставляли на прилавках вещи, которые сделали своими руками или выращивали на даче, потом у них появилась небольшая выставка картин детского рисунка, через время покупатели и продавцы стали выставлять детские книги для бесплатного обмена. Это хорошая модель для социально-ориентированно бизнеса, если грамотно распланировать развитие магазина, то у этого проекта может быть также же блестящее будущее, как у московского проекта «Лавка-лавка». Его суть заключается в сокращении пути от конкретного производителя до потребителя и ликвидации посредников, а значит наценки на товар.
Чей пример хороший?
- Существую ли определенные бизнес-модели социального предпринимательства, которые помогут молодым приморским бизнесменам определиться с тем, куда они хотят двигать свой бизнес в будущем?
- Существует несколько типов социального бизнеса, и наши предприниматели заняли нашу в каждом из них. Первый тип - это когда собственниками бизнеса являются представители социально-незащищенных категорий граждан. Например, проект «Доспехи» был придуман людьми, которые не имели возможности самостоятельно передвигаться. Чтобы помочь себе и другим покинуть инвалидную коляску ребята создали специальное устройство, удерживающее тело в вертикальном положении и помогающая маломобильным гражданам начать двигаться.
Второй тип - это когда социально-незащищенные категории напрямую привлекаются к производству. Самым ярким представителем такого бизнеса является проект «Jewel Girls», придуманный российскими психологами для профилактики и работы по реабилитации людей, переживших разные ситуации насилия. С помощью арт-терапии по изготовлению ювелирных украшений специалисты помогают людям избавиться от негатива, учат заново выстраивать свою жизнь. Этот проект широко известен не только в России, но и на международном уровне, благодаря выстроенной системе продаж хенд-мейд украшений, в том числе, и за рубежом. Большая часть средств от продаж направляется на выплаты сами изготовителям, среди которых много детей из детских домов и интернатов, а остальные деньги идут на развитие этого социально значимого бизнеса.
Следующий тип - подключение социально-незащищенных категорий граждан к удаленному производству. Это, например, проект «Авоська дарит надежду», которая позволяет людям не только заработать, но и почувствовать себя нужным и значимым для общества.
В последнее время в городах начали появляться благотворительные магазины, которые перераспределяют прибыль от продаж в пользу социально-незащищенных категорий. Чаще всего такие предприниматели собирают б/у одежду и обувь в хорошем качестве, товарные остатки у производителей, приводят вещи в порядок, приукрашивают их. Бывает, что на вторичную продажу идёт только десятая часть вещей - в первую очередь одежда и обувь раздаётся нуждающимся.
Также существует такая модель социального предпринимательства как «Пара за пару» – когда вы покупаете одну пару обуви, то это означает, что кто-то нуждающийся автоматически получил вторую пару в подарок. Грубо говоря, вы платите за себя и «того парня», тем самым делая кого-то счастливее.
Перечислять типы социального бизнеса я могу очень долго, здесь важнее понять, что каждый желающий может придумать и воплотить в жизнь любую свою бизнес-модель, главное, чтобы её деятельность была направлена на помощь людям.
Для кого найдётся работа?
- Наталья Григорьена, теперь вопросы к вам. Могут ли рассчитывать социальные предприниматели Приморья на поддержку КГКУ «Приморский центр занятости населения» при трудоустройстве социально-незащищённых категорий граждан?
- По данным специалистов краевого центра занятости, сегодня на территории Приморского края находится порядка 30 тысяч инвалидов, мечтающих об трудоустройстве. Предприниматели Приморья могут помочь этим людям осуществить ту мечту, заключив договор с центром занятости. Схема совместной работы выглядит примерно так: бизнесмен берёт на работу человека с ограниченными возможностями здоровья к себе на предприятие, специалисты центра помогают обустроить рабочее место, а работодатель в течении всего финансового года получает компенсацию средней заработной платы инвалида.
С 2018 года «Приморский центр занятости» будет компенсировать не только зарплату самого работника, но расходы на наставника, если такой требуется при трудоустройстве. Например, сейчас два глухих мальчика получили квалификацию поваров, им были найдены работодатели, но в связи с тем, что у ребят нет практических навыков, центр трудоустройства ведёт переговоры о приставлении к ним наставника, который будет помогать им вливаться в процесс.
- Сами работники могут с помощью центра занятости выйти на социальных предпринимателей? Например, пенсионеры, которые ушли из своей профессии по состоянию здоровья, но всё ещё хотят работать?
- Могут. В отделе переобучения и профориентации есть программы, которые помогают пенсионерам получить новую профессию и гарантированно найти работу с учётом мнения современных работодателей. Так же в рамках реализации указа президента РФ о мерах по реализации демократической позиции Российской Федерации, на программы переобучения могут быть направлены женщины, находящихся в трудовых отношениях с работодателем о время отпуска по уходу за ребёнком. Все понимают, что когда женщина отправляется в декрет - они немного уходят с профессиональной колеи, теряют навык, а такие программы позволяют им повысить конкурентно способность и вернуться на работу востребованным специалистом.
- Можете привести пример такой совместной работы предпринимателя и центра занятости?
- Например, именно благодаря таким отношениям была запущена «Социальная мастерская» Эдуарда Ахтырцева. Изначально Эдуард собирался устроить рабочее место для себя. Несколько лет назад взял у администрации города помещение в ужаснейшем состоянии, 2,5 года приводил его в порядок и создал уютнейшее для себя пространство, мастерскую, куда люди могут прийти и сдать любую технику в ремонт. При этом всем мастерская передавала различную восстановленную технику нуждающимся, а людям с ограниченными возможностями здоровья услуги по ремонту оказывались абсолютно бесплатно.
Через некоторое время Эдуард начал привлекать к работе в мастерской самых разных людей, в том числе инвалидов и пенсионеров. С помощью госпрограмм и поддержки «Приморского центра занятости» в мастерской появился лифт для инвалидов, специально оборудованные месте.
Мастерская работает уже два года и закрываться не собирается. Находится она по адресу: 100-лет Владивостоку 128а. Коллектив «Социальной мастерской» всегда рад принять ненужные игрушки или электронику, различные детали и даже старые магнитофоны.
Фото Семёна АПАСОВА, Валерия ХРИСТОФОРОВА
ЦИФРЫ
В этом году по всему Приморскому краю обучение прошли 53 пенсионера, 20 из которых проживают во Владивостоке, и 312 молодых мам.
КСТАТИ
Предприниматели могут обратиться в центр занятости для того, чтобы найти себе работников из числа инвалидов с определённой квалификацией. Это и комплектовщики, и медицинские работники, и продавцы, и сварщики, и многие другие. Таким образом, работодатели закроют для себя проблему нехватки кадров и помогут выйти в свет незащищённым категориям населения.