По расчётам профильного департамента администрации края, обоснованный тариф составляет 22 руб. за 10 км пути. Пассажиры платят 16 руб. за 10 км, а разницу ОАО «Экспресс Приморья» компенсирует РЖД и региональный бюджет. Тем не менее, перевозчик заявляет конечную стоимость проезда как 31 руб. за 10 км. Как говорится, почувствуйте разницу!
За чей счёт банкет?
- На сегодняшний день работа компании «Экспресс Приморья» для нас не является прозрачной, - говорит первый вице-губернатор Василий Усольцев. - Непрозрачной является схема формирования себестоимости перевозок, предъявленная для частичной компенсации администрации края. Мы также считаем, что компания не имеет твёрдого плана по сокращению издержек и модернизации предприятия. Со своей стороны мы, как акционеры ОАО «Экспресс Приморья», совместно с РЖД, прикладываем максимальные усилия для поддержки пригородного перевозчика.
Примечательно, что до 2012 г. компания работала без субсидий из бюджета края. В 2012 г. ей выплатили 20 млн руб. субсидий из региональной казны, в 2013 г. - уже 104 млн руб. В бюджете 2014 г. заложено 182 млн руб. Аналогичная сумма запланирована и на следующий год. И всё мало?
Таковых сегодня - 57 в крае. В 2013 г. ими воспользовались 6,7 миллиона пассажиров. В три с лишним раза больше населения Приморья! Так что вопрос обоснованности тарифов и неприкосновенности маршрутов - более чем актуальный.
Под стук колёс
Комиссия, сделавшая неутешительные для перевозчика выводы, была создана в середине сентября. В неё вошли представители администрации края и депутаты Законодательного собрания. Перед рабочей группой поставили задачу внимательно изучить организацию пригородных пассажирских перевозок и систему формирования тарифов. И разобраться, почему местные электрички столь убыточны. Во главе угла - права жителей края на доступный, чётко работающий общественный транспорт.
Уместно вспомнить и о том, что в мае, перед разгаром сезона дач и отпусков, на семи востребованных маршрутах пригородных электричек увеличили число вагонов, при этом цены остались прежними. Но за всё это время руководство компании «Экспресс Приморья», выходит, так и не удосужились объяснить, из чего складываются представленные в финансовых отчётах цены. Похоже, теперь за калькулятор сядут новые менеджеры.
А электрички от жителей края никуда не сбегут, как мчались по расписанию, так и дальше будут исправно стучать колёсами.
Кстати
Во время посещения Надеждинского района в рамках «Большого проезда» главе региона пожаловались на отсутствие пандусов на виадуке через железнодорожный переезд на станции Надеждинской. Работы по переоборудованию пешеходного моста пандусами завершены в сентябре, и теперь людям с ограниченными возможностями там удобно передвигаться, а мамам не составляет труда подняться на виадук с коляской.