Примерное время чтения: 8 минут
248

Куда унесут Приморский край ветры перемен?

АиФ-Приморье №4 22/01/2015
Ветер перемен - что принесет он Приморью?
Ветер перемен - что принесет он Приморью? / Татьяна Меель / АиФ

В 2014 г. политическую жизнь края встряхнули сразу три события: вполне предсказуемые выборы губернатора, отмена выборов мэров и вето на графу «против всех». Как это отразится на ситуации в регионе в обозримой перспективе?

- Я бы не назвал выборы губернатора безальтернативными, просто они прошли при малой активности оппозиции, - говорит кандидат политических наук Пётр Самойленко. - Тихо с точки зрения политической борьбы. Больше того, представители КПРФ после выборов заявили, что нарушения были, но результатов они оспаривать не станут, и с избранным губернатором будут работать. По сути, был обозначен некий альянс между действующей властью и оппозицией. Реальной борьбы, с привычными для Приморья сливами компромата, громкими скандалами, не было.

Что такое хорошо

- Страсти улеглись, а сегодня что это значит для края?

Пётр Самойленко. Фото: АиФ/ Татьяна Меель

- Состоявшиеся выборы губернатора - для Приморья, очевидно, хорошо. Глава региона стал полностью легитимной фигурой, получив всенародную поддержку. Размер этой поддержки в абсолютных и относительных цифрах - вопрос другой, но факт остаётся фактом, губернатор избран жителями края.

Это должно играть в пользу стабильности, развития региона, ну и ощущений самого главы края, как его руководителя.

- На муниципальных выборах замаячил возврат графы «против всех», но на уровне края эту возможность, полученную «сверху», отвергли...

- Лично мне ближе позиция тех, кто за данную графу, поскольку её наличие расширяет возможности избирателей, когда люди не видят альтернативы среди кандидатов. С другой стороны, для определённой части электората поставить галочку «против всех» - некая принципиальная поза вне зависимости от конкретных лиц в бюллетене. Это контрпродуктивно - так же, как, к примеру, не ходить на выборы совсем и постоянно говорить, как плохо мы живём. Какое мы имеем право рассуждать о «нашей плохой жизни», не участвуя в формировании власти? На мой взгляд, лучше, чтобы эта графа была, поскольку она ещё и кандидатов подстёгивает - им же надо обойти и её, что-бы выиграть, а во Владивостоке кандидат «против всех» не раз побеждал всех претендентов. Но реалии таковы, что при сегодняшнем высоком уровне протестного голосования её отмена обоснована. Что, в принципе, вовсе не значит, что данную графу рано или поздно не вернут.

- А ещё из всех вариантов муниципальной реформы край остановился на отмене прямых выборов мэров...

- Это, наверное, то, что будет иметь самое важное значение из перечисленных трёх событий на долгую перспективу. Введённая схема принципиально меняет систему местного самоуправления. На недавней встрече с журналистами губернатор сравнил её с советской: горком партии - горисполком, райком - райисполком. Но есть и существенные отличия. Председатель горисполкома был полностью подотчётен первому секретарю горкома. В случае чего, он клал партбилет на стол, прощался с должностью или получал выговор по полной программе. 

В нашем случае глава муниципального образования, избираемый из числа депутатов думы, и назначаемый сити-менеджер, власть некоторым образом размывают. Одна фигура - политическая, другая - хозяйственно-экономическая. Тут есть потенциальная опасность усиления борьбы за влияние внутри администраций.

- Да и раньше этих схваток хватало!

- В старой схеме было всё-таки административное единоначалие. При назначении сити-менеджеров, а на это теперь значительное влияние имеет краевая власть, высока вероятность противостояния фактически двух руководителей муниципалитета, особенно если это окажутся люди разных взглядов, возраста, опыта. Например, когда глава - из «красных директоров», ещё советской закалки, а сити-менеджер - молодой эффективный управленец, который ему в сыновья годится. Впрочем, не исключается и вероятность того, что оба руководителя найдут общий язык, это и от них зависит. В конечном итоге, в таком тандеме оба руководителя оказываются связанными «одной верёвочкой» - ведь люди зачастую оценивают действия администрации в целом, а не отдельных персон.

Всё, без выбора?

- Нет ощущения, что поменяли шило на мыло?

- Плюс в том, что сити-менеджер, отвечающий за состояние городского хозяйства, лицо назначаемое, и, соответственно, снять его с должности за плохую работу, за просчёты теперь проще. Если в нынешних условиях жалобы населения на текущие крыши, неубранный мусор, нечищеные дороги т. д. выплёскиваются больше на страницы газет и веб-страницы, а наказывают разве что низовых чиновников, то теперь за серьёзные недоработки могут снять топ-менеджера и назначить на его место более способного и разворотливого. По крайней мере, человек, находящийся на такой должности, теперь более уязвим, что тоже неплохой стимул для работы.

- Но в итоге мы получаем ситуацию, когда городами и районами станут заправлять исключительно те, кого одобрил край? Отсутствие конкуренции обычно ведёт к застою...

- Возьмём Находку и Уссурийск, где перемены в духе реформ уже состоялись. В первом случае при деле осталась действующая власть, даже при прежних кабинетах, просто изменились названия должностей. Во втором председатель думы также стал главой, а сити-менджером назначен новый, по рекомендации края - Евгений Корж. Если оценивать ситуацию по негативным публикациям в СМИ, жалобам населения, например, на неубранный снег, нечищеные дороги, всё это есть, пока разница небольшая. 

Думаю, многое будет зависеть в итоге не только от системы, как таковой, но и от персоналий. Ведь и в случае избрания глав один делает целенаправленные шаги, чтобы снискать ещё больший авторитет у населения в течение всего срока полномочий, а другой бросается во все тяжкие только ввиду выборов. Сегодня подразумевается другой способ поднять эффективность муниципального управления. В том числе, и региональные власти получают серьёзный рычаг влияния. Время покажет, насколько правилен подобный подход.

Ничего личного

- Реформы совпали с кризисом, стоит коней на переправе менять?

- Вопрос управления городами и районами упирается не столько во властную инфраструктуру, сколько в экономику. Основная проблема – наполняемость бюджета. И здесь важно умение главы и сити-менеджера планировать стратегически мыслить. Типовая ситуация - развитие малого бизнеса. Общероссийская тенденция, связанная со многими объективными факторами: малые предприятия закрываются, уходят в тень. Как создать условия, способствующие сохранению и развитию малого бизнеса в конкретном муниципальном образовании?

Вот тут как раз тот случай, когда эти два человека могут сыграть одной командой, как футбол. При этом понятно, что глава формально должен заниматься вопросами юридическими, обеспечивать принятие нормативов, подзаконных актов, содействующих развитию бизнеса, продавливать необходимые решения через местную думу. А от сити-менеджера зависят вопросы инфраструктуры. Грубо говоря: есть ли муниципальные дороги к торговому центру, заводу, которые нужно развивать? В порядке ли электросети, что с водопроводом? По статистике, одна из самых серьёзных проблем, из-за которых к нам не спешат инвесторы и бизнес находится в зачаточном состоянии, это плохое состояние инфраструктуры.

Разбитые дороги, высокая стоимость не только электричества и воды, но и подключения к сетям. Плюс - высокая бюрократия, томительное, сложное оформление разрешительных документов, коррупция. Стратегическая задача главы - законодательно обеспечить нормальную ситуацию для развития бизнеса, а сити-менеджер должен заниматься тактикой на уровне конкретных хозяйственных шагов. И в данном случае мы имеем уникальную ситуацию для сотрудничества, или, как сейчас модно говорить, синергетики. Но всё, повторюсь, упирается в человеческий фактор, смогут ли два этих человека найти общий язык.

- Какая стратегия на селе, где в полях гуляет ветер?

- Именно в сельскохозяйственном районе сегодня, на фоне санкций, импортозамещения, реализации стратегии продовольственной безопасности может быть показан самый высокий результат такой совместной работы. В крае для этого есть все условия. Желающие работать на земле есть, край создаёт условия для реализации сельхозпродукции, стимулирования ермерства. Задача местных властей - не упустить уникальный шанс. Тоже своего рода испытание реформы местного самоуправления на прочность.

Досье

Пётр Самойленко. Родился 31 октября 1976 г. в Находке. В 1999 г. окончил ДВГУ, специалист в области международных отношений. Кандидат политических наук, доцент Школы гуманитарных наук ДВФУ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах