Ушли в прошлое жуткие автобусы с зияющими дырами в полу, проваленным креслами, нещадно дымящими и матерящимися водителями. Уверенно набирает силу муниципальный автопарк.
Держать всё это автобусное хозяйство в кулаке - задача непростая. Помнится, как сопротивлялся переменам частный бизнес. Как недоверчиво качали головой скептики. Казалось, было отчего: долгие годы в этом направлении ничего не происходило, кроме передела сфер влияния. А прежние городские власти смотрели на всё сквозь пальцы: лишь бы автобусы ходили. Теперь всё выглядит иначе. Реформа общественного транспорта, объявленная главой Владивостока Игорем Пушкарёвым, приносит свои плоды. О том, что происходит в этом направлении, о ближайшей перспективе, корреспонденту «АиФ - Приморье» Фёдору Устюгову рассказал первый вице-мэр Константин Лобода.
Фёдор Устюгов: - Муниципальные жёлтые «Маны» и «Фольксвагены» стали образцом качества перевозок во Владивостоке. Но есть ведь и другие модели. Почему упор в закупках для муниципального транспорта сделан именно на эти марки?
Константин Лобода: - Решение принималось взвешенно. В первую очередь учитывалось следующее: средняя цена и комфортные условия, которые техника позволит доставить клиенту. Думаю всем очевидно, что «Ману» сегодня на дорогах Владивостока нет конкуренции. В том числе, в плане перевозки маломобильных групп граждан - людей с ограниченными возможностями. Свою роль сыграла и вместимость этих автобусов. В отличие от распространённых у нас корейских «Дэу» и «Хёндай» «немцы» вмещают пассажиров больше.
«Фольксваген Крафтер» - автобус средней вместимости. Мы рассматривали варианты «Мерседеса», «Рено» и «Форда», которые также собираются в России. Провели тест-драйв - оценку их ходовых качеств и общих потребительских свойств. В тестировании принимали участие и местные журналисты. Лучше всех в условиях владивостокского рельефа себя показал «Фольксваген». Он оказался сильнее и по техническим параметрам, и по уровню комфорта в салоне.
- Многие во Владивостоке ездят и на коммерческих автобусах. Как частные перевозчики выполняют обязательства по покупке новых машин?
- В 2011 году глава города собрал руководителей всех 18-ти коммерческих автопредприятий и сказал им, что все старые автобусы они должны поменять на новые. Это было его условие для тех, кто хотел продолжать возить пассажиров во Владивостоке. Осознав, что по-другому остаться на этом рынке не получится, коммерческие перевозчики обязались до 2015 года обновить свои автопарки. Тогда речь шла о покупке 480 новых автобусов взамен того, что ездило по городу раньше. Создавая серьезную конкуренцию муниципальным образцовым транспортом, глава города добился того, что уже с первого января этого года людей возят 420 новых коммерческих автобусов из 480 обещанных. Сильным стимулом стал для них и конкурс на право осуществления пассажирских перевозок. По его условиям остаться на рынке перевозок и возить владивостокцев смогут только те, у кого новые автобусы и кто соблюдает требования к комфорту пассажиров.
По просьбам трудящихся
- Константин Анатольевич, есть ли статистика: сколько новых маршрутов открыто во Владивостоке по инициативе не власти, а горожан?
- Вы удивитесь, но в 2013 году все 15 новых маршрутов были открыты по просьбам жителей города. Предложения люди давали главе в ходе встреч, горожане обращались и непосредственно в администрацию, в управление транспорта. Поэтому все новые маршруты изначально были пожеланиями горожан. Управление транспорта изучало эти направления, их востребованность, рентабельность и открывала маршруты удобные людям. Благо город покупает свои муниципальные автобусы и имеет возможность поставить их на нужные людям направления.
- Куда обращаться, если есть вопросы по транспорту, по графику движения, есть предложения?
- Письменно можно обращаться в администрацию. Для оперативности по телефону управления транспорта: 2-614-334. Либо послать СМС-сообщение на номер 225-125. Уверяю, всю информацию тщательно рассматривают. Нам важна обратная связь от горожан.
- СМС-ки на транспортную тему по-прежнему внимательно отслеживаются? Замечания, пожелания...
- Каждый месяц в адрес нашей диспетчерской поступает до 150 смс-сообщений. Все данные анализируются и идут в работу. Конечная цель - улучшение качества обслуживания населения. Закурил водитель, громко слушает музыку, двигается, по мнению пассажира, с превышением скорости - со всем этим сразу разбираются специалисты управления транспорта. Им проще наказать нарушителя, если в смс вы еще указываете дату, время, маршрут и госномер автобуса. Когда водители привыкнут, что за ними ведется строгий контроль, за которым следуют наказания, они поменяют свое поведение.
- Как часто проводятся проверки качества перевозок и каковы их результаты? И какие санкции применяются против нарушителей?
- Мы мониторим работу автобусов на линии и качество их услуг – ежедневно, это очень важная задача. Регулярно наказываем и провинившихся водителей, и владельцев коммерческих компаний. Это и выговоры, и штрафы, и нередко увольнения.
Предъявите билет!
- Случается, что установленная в автобусе платёжная система «Дельфин» попросту не включена. Что делать владельцу карты в этом случае?
- «Дельфин» - это пока альтернатива оплаты проезда в общественном транспорте. Одна из основных задач на 2014 год перед управлением транспорта - её более масштабное внедрение, отладка её работы. Бывает, что коммерческие автотранспортные компании намеренно отключают терминалы. И в таких случаях я сразу рекомендую обращаться по вышеуказанным телефонам, писать смс, чтобы мы оперативно приняли меры. А за проезд, конечно, нужно будет заплатить, ведь автобус вас, тем не менее, довез туда, куда вы ехали.
- Новое повышение цены на проезд в этом году планируется?
- Поднятием цен на проезд занимается не мэрия, а соответствующий департамент краевой администрации. Региональная власть принимает такие решения по обращениям транспортных предприятий.
Трамвай, паром, троллейбус
- Будет ли полностью восстановлена в этом году линия трамвая № 6 от Баляева до Сахалинской?
- Мы планируем восстановить линию от трамвайного парка до кольца на Сахалинской до конца этого лета. По-прежнему зависим тут от краевого Примводоканала, которому надо там сначала проложить канализационный коллектор. После этого мы зайдем с прокладкой рельс.
- Почему для перевозок на острова купили «немолодой» паром «Босфор Восточный»? Не дешевле для бюджета было приобрести судно, не требовавшее капитального ремонта?
- Паром «Босфор-Восточный» - паром ледового класса. Только такой может возить у нас зимой жителей на острова. Ведь каждую зиму у нас возникает сложная ледовая обстановка и нельзя допустить, чтобы люди остались ночевать на материке и не попали домой. Сейчас в России новые такие паромы купить, к сожалению, невозможно. А строительство нового под заказ заняло бы больше года и вышло бы дороже для бюджета.
«Босфор Восточный» был единственный и самый приемлемый вариант. Прежде чем поставить его на рейс, судно капитально отремонтировано: много сделано по машинной части, установке систем безопасности, пожаротушения, замене систем навигации. Капитан после ремонта парома остался доволен и с воодушевлением снова встал за штурвал «Босфора Восточного». И всю зиму паром не подводил и отлично себя показал.
- Какие ещё планы по развитию муниципального транспорта в 2014 году?
- В первую очередь - повышение качества обслуживания пассажиров. Совершенствование системы безналичного проезда. Введение новых автобусных маршрутов. Оптимизация имеющейся транспортной сети - сокращение маршрутов-дублёров. Будем стараться выдерживать то количество автобусов, которые уже работают на линии - 500-520 единиц в день.