Новое - хорошо забытое старое. Как нельзя лучше это выражение относится к понятию порто-франко - применительно к России, конечно. И в первую очередь Владивостоку, который к лету этого года вновь собираются таковым провозгласить.
Порто-франко в переводе с итальянского - «свободная гавань», то есть порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Владивосток объявили свободным портом вскоре после основания, а именно в декабре 1862 г. Затем этот режим отменялся законом от 10 июня 1900 г., восстанавливался императорским указом от 1 мая 1904 г. и ещё раз был ликвидирован законом от 16 января 1909 г.
Бесконтрольные вёрсты
В целом история порто-франко на Дальнем Востоке отсчитывается с 1828 г., когда его ввели для Петропавловска-Камчатского. В 1856 г. свободной стала торговля в Николаевске-на-Амуре. В последующие годы это право получили новые порты в Японском море: Дуэ, Де-Кастри, Ольга, Владивосток… В итоге право беспошлинной торговли распространилось на весь российский Дальний Восток, до самого Байкала - первый таможенный пост поставили в Иркутске. Более того, в начале 1860-х годов несколькими договоренностями с Китаем разрешили двустороннюю беспошлинную торговлю в полосе глубиной 50 вёрст по обе стороны от русско-китайской границы. На практике границы этой полосы никак и никем не соблюдались и не контролировались.
Практически любой товар из Китая, в том числе иностранного производства, мог попасть в Россию беспошлинно, минуя порт с его льготным режимом. Вот такой интересный вариант порто-франко, пожалуй, чисто российский.
Разумеется, наряду с этим имела место и контрабанда в неограниченных размерах. Правда, достаточно быстро началось частичное «урезание» права свободной торговли применительно к отдельным видам товаров. Так, в июле 1867 г. ввели пошлину на ввоз иностранного спирта и алкогольных напитков. Дело в том, что в первую очередь на восточную окраину России стали ввозить не промышленное и сельскохозоборудование, даже не мануфактуру, а… спиртное.
Вот что писала столичная газета «Новое Время» о российском Дальнем Востоке в 1876 г.: «…Известия оттуда несутся самые плачевные, дороговизна необыкновенная, промышленности никакой, и привозят только вино и ром. В Николаевск в 1864 г. привезено было 15.680 ведер алкоголю, кюммелю, джину и шери-кордиаль и виски 1.628 ведер. В Владивосток 3.658 ведер алкоголю и 360 ведер других вин на небольшое население моряков и военных. От этого в некоторых гаванях дно усеяно бутылками и стеклом, из ящиков от вин один тамошний житель проектировал строить дома без всяких шуток, набивая их как фашины землею».
Золотая середина
Когда стало понятно, что русский бизнес из-за этого не развивается, начали вводить протекционистские меры, направленные на защиту отечественного производителя. Одновременно стал подниматься вопрос об отмене режима порто-франко. По сути основных позиций было: одна стояла на той точке зрения, что иностранцы завозом своих товаров поддерживают покупательную способность местного населения; другая полагала, что данные им преференции не дают развиваться отечественному бизнесу. Собственно говоря, правы оказались обе стороны - необходимо было лишь найти некую «золотую середину», не нарушающую российские интересы.
После введения порто-франко во Владивосток «понаехали» торговцы из Германии, Голландии, Америки, Японии и других стран, которые поставляли в край алкоголь, продовольствие, одежду и обувь, парфюмерию. Но… цены на эти товары были весьма высокими - невзирая на беспошлинную доставку. В 1872 г. журнал «Всемирная Иллюстрация» так описывал деятельность иностранных купцов во Владивостоке: «Они имеют тут свои лавки, в которых вполне без совести грабят тамошнее население. Нам лично случалось покупать в этих лавках всевозможные товары для русской эскадры Тихого Океана, и чудовищные цены на залежалый, бракованный товар поражали наше воображение и карманы...».
Тоже столичная газета «Голос», 1873 г.: «Русский город при возникновении не напоминает собою американского или австралийского; да, конечно, Владивосток и никогда не будет ни Мельбурном, ни Сан-Франциско. Торговое движение, какое есть, очень бедно и все состоит или из подвоза казенных тяжестей из Кронштадта, или из прихода двух-трех частных кораблей с напитками, колониальными и мануфактурными товарами из Шанхая, откуда сбывают к нам всякую дрянь за баснословные цены… Выгодною и цветущею отраслью остается, по-прежнему, одна продажа водки, по крайней мере для русских торговцев. Что до иностранцев, то они здесь в почёте и гребут с русских людей не за один спирт...».
Дыра в казне
Не отставали от западных купцов и китайцы, в массовом количестве вывозившие из России морскую капусту, трепангов, женьшень, пушнину, панты. Режим порто-франко невольно способствовал ещё и разграблению богатств края, при этом речь идёт только о легальном вывозе, а была ещё и контрабанда. Остановить её поток при отсутствии таможенных органов и крайне слабом пограничном контроле, конечно, не представлялось реальным делом. Следует упомянуть и чисто криминальный аспект - ввозимый опиум и вывозимое золото. Всё это, конечно, беспокоило правительство, всерьёз опасавшееся потерять восточную окраину России.
Строительство Транссибирской магистрали облегчило перевозки не только на Дальний Восток, но и в обратном направлении. После её постройки беспошлинный ввоз иностранных товаров в тихоокеанские порты стал угрожать рынку остальной России. К тому же и русские промышленники из европейской части страны наконец-то начали борьбу за восточный рынок, особенно после 1880 г., после начала регулярных рейсов Добровольного флота. Именно поэтому в 1900 г. режим порто-франко отменили, но с началом Русско-японской войны Транссиб оказался нужен военным, и в 1904 г. льготы восстановили. А в 1909 г., после долгих обсуждений, произошла окончательная отмена порто-франко во Владивостоке.
Каждый раз введение режима «свободной гавани» или его отмена сопровождались дискуссиями на эту тему, проводились многочисленные совещания с обсуждениями. Наверное, именно в таком случае следует семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Не составляет исключения и нынешняя ситуация. Чтобы порто-франко не стал «дыркой в таможенной границе», через которую будут утекать отечественные капиталы и ввозиться «аукционный брак из Шанхая», как говорили век назад, надо всё тщательно взвесить. Иначе мы получим в качестве бонуса только дешёвый алкоголь.