Супермаркеты «горячительных напитков» и пивные магазины буквально наводнили улицы крупных городов Приморья. Сложно пройти 200 метров даже в жилом районе и не наткнуться на такой объект. А краевой центр, похоже, по числу таких точек чуть ли не самый передовой в этом смысле российский город.
Порой такие магазины соседствуют друг с другом, открываются на цокольных этажах или в подъездах многоквартирных домов. Далеко за чаркой ходить не надо!Сетевым компаниям по продаже спиртного выгодно держать такие точки сбыта. Да и клиенту проще. Вот только насколько законно такое засилье алкомагазинов? Часто они располагаются рядом с местами игр детей или с магазинами для подростков.
На месте детского сада
В редакцию «АиФ-Приморья» обратилась жительница Первомайского района. По её словам, в ста метрах отдома, расположенного по ул. 40 лет ВЛКСМ, находится как минимум шесть пивных заведений различного формата. Раньше в помещении магазина был детский сад. В лихие годы здание продали.
–Пивная точка –рядом со зданием бывшего детского садика. Плюс алкомаркет открыли на первом этаже детского магазина! – рассказывает жительница района Татьяна Кочеткова. – Как будто специально для шумных компаний рядом обустроили сквер – с лавочками и ночным освещением. С детьми там делать нечего, потому что постоянно пьяные люди тусуются. А площадку малышне построить было недосуг. Атмосфера, как говорится, располагает к «тёплому» общению.Если брать в расчёт продуктовые магазиныи супермаркеты, где тоже продают алкоголь, такое ощущение, что народ специально спаивают.
Два года назад похожую мысль высказал корреспондент федерального издания, проехавший по городам и весям России в поисках водочных, винных и пивнушек.
–Я был твёрдо убеждён, что такая ситуация типична для городов небольших, нестоличных, депрессивных, – написал журналист Максим Ситников. –Но что же происходит с Владивостоком? Пивные магазинчики открываются в подъездах жилых домов спальных районов. Чем больше район, тем больше точек. В небольших магазинах алкоголь можно купить по знакомству круглосуточно, невзирая на российские законы. Может, так кому-то надо?
– Условия для развития малого и среднего бизнеса в Приморье всё тяжелее,– комментирует д. э. н., профессор ВГУЭС Александр Латкин. – Играет роль фактор небольшого потребительского рынка, тем более сейчас он страдает от отсутствия туристов. Народ идёт на всё, чтобы заработать копейку. Засилье таких точек – вина местных властей, которые сдают в аренду помещения, не контролируя деятельность торговцев.
Эксперт отмечает: в целом с развитием кризиса уровень потребления у населения значительно снизился, и вроде люди стали меньше выпивать. Но те, кому дорогой марочный алкоголь оказался не по карману, уже шагнули в подворотни, где продают дешёвую подделку.
– Сейчас такая ситуация, что никому из предпринимателей не позавидуешь, – добавил Александр Латкин. – Думаю, что сложно выживать и владельцам алкомаркетов и пивных магазинов. В кафе и рестораны уже никто не ходит. Скорее, из-за новой волны кризиса ряд торговыхалкоточек всё-таки закроется. Люди больше будут гибнуть от дешёвого контрафактного алкоголя.
Бизнес-паразит
– На ауру города засилье алкомагазинов влияет губительным образом, – ответил зам. председателя приморского отделения общественной организации «Опора России» Александр Юртаев.– Ответственные люди забывают, что зоны торговли в городе – понятие ограниченное, однако пивная норма превышена в разы. К примеру, был в районе бухты Тихой хороший магазин одежды, вдруг –бац, стал алкомаркет. За этими специализированными магазинами стоят крупные сетевые компании, они фактически покупают предпринимателей, давая хорошую цену за аренду, и все площадиуходят под пивнушки. Это в ущерб населению, молодёжи – всё работает в минус.
Собеседник говорит, что сейчас в городераспространён паразитический вариант предпринимательства, пересдача торговых площадей в аренду только приветствуется. Сдали и закрыли глаза на дальнейший ход событий.
– Поставляется пиво из крупных сетей по региональным компаниям, – поясняет Александр Юртаев. – Его себестоимость гораздо ниже, и чаще бизнес окупается. Все лимиты по квадратным метрам в городе на пивнушки закрыты. Выход один – нужен жёсткий административный подход.
– Малый бизнес, который задушили налогами, пытается выжить, – высказывается житель Находки Александр Каплин, ведущий здоровый образ жизни. –Предприниматели вынуждены организовывать пивные. Обратите внимание, пивные и алкомаркеты– самое распространённое явление в частном секторе. Госсектор зарабатывает деньги на аптеках, которые стоят на каждом углу.
Ощущение, что в городах, которые захватили пивные ларьки и бары, а также аптеки, люди рождаются, чтобы выпить, заболеть и умереть. Тренер дыхательной гимнастики добавил, что в центре Находки по вечерам много пьяных компаний, причём располагаются они по старой советской традиции на территории школ, садов и детских площадок. Только раньше милиция ловила хулиганов, а сегодня до них никому нет дела.
– Невольно вспомнишь 80-е годы, когда боролись с тунеядством и алкоголизмом, – добавляет тренер. – Помню, приехал в командировку вгород Арсеньев, средь бела дня на улице – ни души! Спрашиваю у милиционеров: «А где люди?» Отвечают: «На работе.Появятся вечером, когда придут в центральный парк на каток.
А потом грянули 90-е, и борьба со змием и тунеядцами была снова снята с повестки дня.
Готовы тратить последнее
Когда читаешь аналитику в целом по России и в частности по отдельным городам, цифры и факты шокируют. Годовые темпы роста открытий алкомаркетов в отдельных населённых пунктах доходят почти до 70%. В спальных районах число торговых точек по продаже алкоголя в разы превышает количество продовольственных магазинов.
Эксперты консалтинговых агентств Челябинска, где число алкомаркетов и пивных магазинов растёт стабильно, отмечают рост депрессивных настроений в обществе.По их словам, горожане экономят на самых необходимых продуктах, но готовы тратить на алкоголь последние деньги. К месту напомнить курьёз: в 2016 году в Якутии решили реализовать инициативу депутатов о запрете на реализацию алкоголя в обычных продуктовых магазинах. На тот момент в регионе работало 1,4 тыс. магазинов и около 100 алкомаркетов. После перевода алкоголя на специальный торговый режим продукты из своего ассортимента вывели около 750 магазинов, оставив только спиртное. Больше половины.
Различные справочники показывают, что во Владивостоке от 250 и выше точек магазинов, где продаётся спиртосодержащая продукция – от элитных вин до самого дешёвого пива. Названия подсказывают степень качества заведения. «БухенХауз», «Хмельная фисташка», «Весёлый папа», «Настоящий хмельной»,«ПивБам» – креатив зашкаливает.
В Приморской прокуратуре напоминают – в отношении размещения алкомагазинов действуют строгие нормативы.
– Запрещено размещать подобные заведения на территории и в прилегающей зоне дошкольных образовательных учреждений, – комментирует старший помощник прокурора края Виолетта Дорожкина. – Это школы, любые детские учреждения, спортивныесекции, оздоровительные предприятия, военные части.
Если эти нормы нарушены, стоит жаловаться мэрии, депутатам. Снос незаконных ларьков – процедура действенная. Только кто закроет пивную точку в бывшем детском саду? А на первом этаже магазина игрушек? Вблизи сквера, пока лавочки и фонари не разнесли вдребезги подвыпившие граждане?
Мнение эксперта
Врач-психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог Евгений Белов:
–В доступном месте, на каждом шагу продаётся алкоголь – и это создаёт провоцирующий момент. Не случайно в некоторых странах алкомаркетывыносятзапределы населённых пунктов. То, что пивной алкоголизм безвредный,– иллюзия. К примеру, если человек в течение месяца пьёт пиво, то у него развивается алкогольный психоз. Пиво часто становится трамплином для перехода к более сильным алкогольным напиткам.Как часто бывает –выпил пивка и не заметил, как начал «догоняться» водкой.