aif.ru counter
1113

Деньги и пресса: свободы слова при пустом кармане не получится

АиФ-Приморье №27 01/07/2015
Подписчики с нетерпением ждут каждого номера газеты.
Подписчики с нетерпением ждут каждого номера газеты. © / Елена Чекина / АиФ

Президент России призывает «всячески ограничивать расходы на пиар конкретных лиц», губернатор Приморья заявляет о намерении отказаться от договоров об информационном обслуживании администрации в пользу грантов, записные оппозиционеры будируют эту тему в Интернете каждый день. А тем временем работники СМИ, кстати, отнюдь не шикующие, почему-то не спешат высказываться публично сами. На что же тратятся бюджетные деньги, почему так громко «бьют в колокола»? И зачем главе региона советник по газетным делам?

«Вообще-то губернатор в советах космического масштаба не нуждается, так что в моём случае это общественная должность, - говорит Виктор Старицин, советник губернатора, генеральный директор ООО «Издательская компания «Конкурент». - Но на общественных началах я занимаюсь очень важным делом. Мне поручено, пусть это звучит громко, помочь спасти целый ряд печатных СМИ. Дело в том, что самые тиражные и наиболее востребованные населением края газеты погрузились в пучину убытков и, по сути, оказались на грани банкротства.

Засучив рукава

Олег Белов: - В чем причина такого положения вещей и о каких изданиях нидет речь?

Виктор Старицин. Фото: Александр Борисенко

Виктор Старицин: - В данный момент я помогаю ведущим, известным всем изданиям, таким как «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты - Приморье», «Московский комсомолец во Владивостоке». Это сегодня самые популярные у читателей СМИ, но сейчас, когда совпали несколько факторов – экономика страны в кризисе, рекламный рынок рухнул, а газетный сектор идёт вниз по всему миру, они оказались в очень тяжёлом финансово-хозяйственном положении.

- Почему именно вам поручено и что вы можете сделать против глобальных трендов?

- Меня призвали, как, возможно, «последнего фаната» печатных СМИ в Приморье, поскольку я обладаю определёнными ресурсами и большим опытом в сфере издания газет. Я 20 лет отработал в деловом еженедельнике «Конкурент», и на данный момент это издание остаётся на плаву и является прибыльным. Разумеется, в масштабах и по меркам малого бизнеса.

На 9 мая «АиФ» накормил горожан солдатской кашей. Фото: АиФ/ Татьяна Меель

Напомню, что федеральные «АиФ», «КП», «МК» стали работать в Приморье, обзаведясь местными редакциями, со второй половины 1990-х годов. В ту пору перестраивалась инфраструктура нашей отрасли, появлялись различные новые формы деятельности. В «нулевых» годах, вплоть до кризиса 2008-го, несмотря на бурное развитие Интернета, рекламный рынок рос, и те газеты, которые работали по-настоящему, а не почивали на лаврах, неплохо жили. Но с той осени 2008 г. пошло падение, а дна рекламного рынка мы достигли только сейчас. Раньше-то всегда отличавшиеся большими тиражами «АиФ - Приморье» и «КП» могли заработать на покрытие всех своих расходов на коммерческой рекламе.

До наступления тяжёлых времён, например, «КП» выпускала газету в Приморье через филиал ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда». С прошлого года «КП» у нас издает по франшизному договору зарегистрированное в местной налоговой инспекции ООО «Развитие». Директором компании является прекрасно известный в нашем сообществе Дмитрий Хабалов, начинавший свой путь корреспондентом в газете «Владивосток» еще в 90-х. Примерно по такой же схеме работают «АиФ» и «МК». Франшиза в данном случае - это право издавать газету, неся при этом на месте все расходы, да только вся проблема в том, что, как ни ужимайся, в условиях тотального падения рекламных рынков и роста издержек доходы газет не покрывают расходы.

- Вы клоните к тому, что без поддержки из бюджета никак?

- Вообще, у цены вопроса этого есть два смысла. Сначала нужно развеять некоторые мифы. Да, газеты зашли в тупик, так получилось. И не только в Приморье. Вот последнее известие из Хабаровского края: легендарная в прошлом газета «Молодой дальневосточник» приостанавливает свою деятельность «по причине сокращения бюджетного финансирования». Гендиректор их издательского дома заявляет: «Чтобы не делать больше долгов по печати и зарплате, мы временно приостанавливаем свою деятельность». Не знаю, на какую сумму их финансировали, но уверен, что не более, чем на несколько миллионов рублей в год. В таком же объёме федеральные, но всё-таки ПРИМОРСКИЕ «Комсомолка» и «АиФ» тоже имели поддержку из краевого бюджета. В рамках ФЗ №44 «О госзакупках», на открытых аукционах они выигрывали право освещать деятельность власти. И, к слову, в 2015-м ни одна краевая газета не получила из бюджета пока ещё ни рубля.

Кто сказал, что молодёжь не читает газет? Фото: АиФ/ Анна Наумова

Так о чём же громко кричат люди, активно насаждающие мнение, что чуть ли не все проблемы в жизни проистекают из-за огромных трат из краевого бюджета на прессу? Я уже несколько месяцев занимаюсь актуальными для газет проблемами, впахиваю на этой стезе вместе с моими коллегами засучив рукава с утра до ночи и, если эти умники готовы, то пусть придут и поведают нашим журналистам, где выход искать. Может, по их мнению, газеты должны повторить судьбу упомянутого хабаровского издания? В неделю более ста тысяч приморцев берут в руки «АиФ», «КП» и «МК». Сколько эмоций, мыслей рождается от прочтения одного номера у огромной массы людей. И мы лишим край газет, которые читают семьями? Это невозможно. Кроме того, подобная «экономия» очень быстро обернется серьёзными проблемами для общества.

К средствам массовой информации предъявляется всё больше идеологических требований. И не только в России, кстати. В тех же США их тоже предъявляют, да ещё как! А у нас на СМИ возлагается важная роль - выступать в качестве профилактирующего инструмента таких опасных тенденций, как межнациональная рознь, экстремизм, наркомания. Наряду с этим делается, кажется, всё - умышленно или по недоумию, чтобы национальные медиа деградировали. Расходы на бумагу, типографские и почтовые услуги растут, а рекламный рынок регулируется не в пользу СМИ. Промежуточный печальный итог: в прошлом году в стране подписка на региональные издания упала в два раза. И на этом фоне институт государственной поддержки редакций СМИ подвергается обструкции под видом борьбы с так называемым региональным пиаром. На мой взгляд, это делает из чисто конъюнктурных сиюминутных соображений. Вот как в Приморье сейчас. Важно понимать и другое.

Газеты являются частью русской культуры, это доступные массам носители и хранители языка, к примеру. Давайте убьём газеты и будем только смотреть в телевизоры? Но вот уже Интернет со всей его безграмотностью и различными легкодоступными мерзостями вытесняет телевидение…

Главный помощник газеты - почтальон. Фото: АиФ-Рязань

«Искренние» переживания некоторых деятелей о том, что, получая бюджетные деньги СМИ лишаются независимости, а журналисты, мол, «разучились работать» - от лукавого. В глобальном информационном обществе все зависят друг от друга. Власти, надзорные органы, общественники, бизнесмены, журналисты находятся в одной лодке. В современной истории Приморья СМИ не раз становились катализатором отставок влиятельных людей. На данном этапе опасность зависимости прессы от власти преувеличена. Сделать недоступной информацию для сотен тысяч приморцев – это по-настоящему опасно. В конце концов, если не действующая власть будет информировать людей, то это начнёт делать кто-то другой.

Слово в газете

- А кто эти «деятели»-то?

- Те, кто в прошлом был при власти, стоял у бюджетной кормушки и тратил, в том числе на печатную прессу, десятки миллионов. Вот вам и вся политика. Есть ещё некоторые, которые и хотели бы сами получить несколько миллиончиков, но они не производят того продукта, который стоит при бюджетной поддержке доносить до широкой аудитории.

Если завтра в Приморском крае не будут издаваться «Комсомольская правда» или «АиФ», кому от этого будет лучше? Да никому. На «Аргументы и Факты» ещё мои родители подписывались, я тогда в школе учился, так у меня с тех пор, когда эта газета была крупнейшей в мире и потому вошла в Книгу рекордов Гиннесса, была мечта поработать в «АиФ». Теперь есть возможность приложить свои силы здесь.

Подшефные газеты «АиФ-Приморье» - ребята из детского дома пос. Ольга. Фото: АиФ/ Виктория Лебединец

- Ситуация в странах Азии, в США показывает, что говорить о смерти прессы, как минимум, преждевременно.

- Пусть газеты живут, пусть живут Интернет и телевидение. А несколько миллионов рублей из бюджета выделяются газетам отнюдь не на «подкуп журналистов». Эти деньги идут в итоге, к примеру, на субсидирование доставки в самые отдалённые уголки Приморья. Какая-то часть достанется сотрудникам редакции, что-то уйдёт почтальону, что-то - пенсионерке, которая в газетном киоске торгует. Это жители Приморья, а не какие-то коррупционеры. Деньги фактически адресно поступают в карманы рядовых приморцев, остаются в экономике края. И я думаю, что от них для граждан больше толку, чем от средств, не по-хозяйски потраченных в той же сфере ЖКХ или в строительстве. Вот чем «оппозионерам» нашим стоило бы позаниматься!

- Так вы взаимодействуете с четырьмя мощными изданиями, вы тоже займитесь.

- Мы делаем это и будем делать. Наши расследования никого не оставят равнодушными... Простора для творчества хватает всем, кто любит нашу работу. Сегодня на любые темы можно писать, пресловутой свободы в нашей профессии побольше, чем в иные времена было. Вот только с «невидимой рукой рынка», которая далеко не всегда приносит изменения в лучшую сторону, дайте срок совладать... Сейчас мы ищем выход, в том числе и в концентрации производственных ресурсов изданий. Пока нужно выжить. А когда рекламный рынок, напрямую зависящий от экономики, станет подниматься, то и искомая независимость средств массовой информации начнет возрастать. Автоматически.

Досье

Виктор Старицин. Родился в 1976 г. в Хабаровском крае. Окончил с отличием факультет издательского дела и редактирования ДВГУ. С 1995 г. - в газете «Конкурент». Начинал журналистом, с 1998 г. - генеральный директор и главный редактор издательской компании «Конкурент». 
Женат, двое детей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество