Примерное время чтения: 9 минут
220

Испытание на гостеприимство

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ Приморье № 43 25/10/2017
Важна и безопасность туристов, и содержание экскурсии.
Важна и безопасность туристов, и содержание экскурсии. АиФ

Она была организована региональным Туристско-информационным центром при поддержке администрации Приморского края. Чтобы подтвердить свой профессионализм, участники сдали устный и письменный экзамены. Эта работа ведется в рамках государственной программы Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2020 годы, Через два года добровольная аттестация согласно федеральному закону станет обязательной, и это должно обеспечить высокий уровень подготовки специалистов туристской сферы, вытеснить с рынка нелегальных гидов, которые часто дезинформируют гостей, оставляя о Приморье неблагоприятное впечатление. Подробно о проведении аттестации и её перспективах рассказала директор Туристско-информационного центра Дарья ГУСЕВА.

Ленин, Пушкин и зелёная лодка

 - Дарья, закон об обязательной аттестации гидов-переводчиков и инструкторов-проводников вступит в силу с 1 января 2019 года. Совпадает ли он с целями и задачами Туристско-информационного центра?

Фото: АиФ

 - Мы открылись почти три года назад, и с самого начала главным приоритетом в нашей работе было создание комфортной среды для туристов, приезжающих в регион. В том числе это касается повышения качества услуг, оказываемых гидами-переводчиками и экскурсоводами. Пока в России будут туристы, будет и спрос на гидов-переводчиков. Более того, турпоток растет с каждым годом, а значит, и профессия эта будет востребована на многие годы вперед.

Среди гидов-экскурсоводов есть те, кто специализируется на конкретном экскурсионном объекте или культурном учреждении, то есть, работает с привязкой к определённому месту, куда случайный человек не может зайти и начать работать априори. В Петербурге - это Эрмитаж, в Москве - Кремль, у нас - океанариум или музей Арсеньева. Такой специалист сегодня получает аккредитацию по месту организации экскурсии. А если человек водит свободные экскурсии, допустим, по историческому центру Владивостока? Тогда контроль менее жёсткий. Проходя мимо туристических групп, порой можно услышать весьма странные вещи. Оказывается к нам и Ленин на паровозе приезжал, и Пушкин в Приморье в гостях побывал. Информация абсолютно не достоверная, но пока привлечь к ответственности человека, который дает такую информацию, нельзя. С введением закона это будет возможно.

 - Что показала первая проба пера?

 - Прежде всего, она позволила всем желающим оценить самих себя. К нам пришли экскурсоводы с 25-летним стажем, которые подтвердили свои знания. И была молодёжь, считывающая историческую информацию с Википедии. Некоторые из молодых людей аттестацию не прошли.   Зато они явно увидели свои пробелы и направились на курсы краеведения. Поняли, что мало сказать про подводную лодку С-56, что она зелёная.

- Для подготовленных специалистов были неожиданности?

- Для профи не было особых трудностей, каких-то каверзных вопросов в билетах. К слову, к нам на аттестацию пришли два почётных опытных гида. Ими двигало скорее любопытство, и мы были этому чрезвычайно рады. Они сумели показать молодёжи основные ориентиры. Постановка предложений с использованием специализированной лексики, введение переходов между блоками информации и так далее… Начинающим специалистам есть на кого равняться. Ведь памятка от нашего центра - это одно. Другое дело - живой человек, пример уровня, эталона в профессии.

 - Расскажите об основных этапах аттестации.

 - Первый этап - подготовительный, касается сбора необходимых документов. Если образование профильное, диплома достаточно. При непрофильном образовании приносят свидетельство о прохождении курсов гидов или экскурсоводов. Для гидов-переводчиков необходим документ государственного образца о владении языковыми навыками. Далее следует письменный тест, который сдаётся по билетам. Он включает вопросы не только по краеведению, но и по методике проведения экскурсии. Необходимо знать, как обеспечить безопасность туристов на маршруте. К примеру, как правильно перевести группу через дорогу, по узкой тропинке, при крутом подъёме, куда обращаться в случае нештатной ситуации. Третий этап - устный экзамен - предполагает выстраивание экскурсионного рассказа. Это самая сложная часть аттестации, особенно для гидов-переводчиков.

 В итоге справились 12 человек, наши первые ласточки. Их имена размещены на сайте Туристско-информационного центра, и уже сегодня эти специалисты востребованы в серьёзных проектах.

Нельзя пугать туриста! 

- Дарья, как со временем меняются требования к гидам и экскурсоводам?

 - С появлением новой инфраструктуры, памятников, интересных объектов показа меняется и контент экскурсионного материала. При этом исторический пласт остается неизменным.

Изменилось восприятие информации у подрастающего поколения, его представители не понимают старой лексики, советской концепции подачи материала.  Недавно мы оказывали информационную поддержку в проведении экскурсии с детьми по программе «Моя Россия». Это был важный опыт. Сегодня детям нужно давать больше визуализации, приложить немало усилий, чтобы увлечь, удержать их внимание.

- А цензура относительно детского возраста существует?

 - Конечно, особенно при рассказе на военную тематику, однако цензура касается не только детских групп. Некоторые гиды-экскурсоводы, проводя экскурсии, к сожалению, грешат негативной информацией и с взрослой аудиторией. Китайцам рассказывают ужасы о болезнях, криминале, делая на этом акцент. Но ведь люди приехали отдыхать! Сами гиды, проводящие экскурсии не должны забывать поставить себя на место своих экскурсантов, например, когда он сами путешествуют, разве будет им приятно слушать на экскурсии негативную информацию?  

- Хороших гидов много или мало?

- В любой профессии есть люди, которые любят этим заниматься. И те, кто пришел не понятно зачем. Кто-то делает свое дело с душой, кто-то наотмашь. Конечно, талантливые люди востребованы всегда. До недавнего времени молодое поколение не проявляло большого интереса к экскурсоводческому делу, но сейчас наблюдается тенденция роста, когда. На смену старшему поколению приходят молодые, одарённые, активные и творческие. Профессия гида или экскурсовода им интересна и перспективна. Это возможность ярко показать себя, общение с людьми, участие в международных форумах, других крупных и значимых мероприятиях.  Интерес к этому занятию растёт, что не может не радовать.

- Знаю, как не хватает грамотных специалистов по краю. Часто экскурсии проводят сотрудники туристических баз, случайные люди, имея смутное представление о Приморье… Есть ли шанс с помощью аттестации изменить ситуацию к лучшему?

- Одно дело, когда к вам приезжают родственники, вы водите их по городу или возите по краю, попутно что-то рассказывая. Но, если собирается группа, оговорены временные рамки, прописан маршрут, при этом люди слушают рассказ одного человека - это уже экскурсия. Закон позволит бороться с хаотичной деятельностью гидов. У многих нелегалов есть привычка жаловаться иностранцам на свой дом. Представьте, что к вам пришли в гости, а вы показываете на грязные углы. Неужели нет возможности представить Приморье с лучшей стороны? Вести себя как гостеприимный хозяин? От этого также зависит качество экскурсии.

- Что удалось сделать за неполные три года работы центра?

- В основе нашей деятельности лежат три задачи: создание комфортного информационного поля, улучшение туристической среды, продвижение  турпродуктов. Все успешно выполняем. Создали информационную базу, которую щедро используем в путеводителях. Установили знаки туристической навигации, баннеры в автобусах. Провели презентацию новых туристических маршрутов. Например, в этом году мы представили ряд новых межрегиональных маршрутов «Огненный тигр» - Камчатка  - Приморский край, и «Легенды Тихого океана»  - Приморский край и Сахалин. Накануне организовали фотовыставку, приуроченную ко дню рождения края и провели информационно-ознакомительный тур для ассоциации японских тур операторов.  Можно сказать, что мы работаем на максимальном режиме. В любом случае хочу отметить, что то, что в последнее время в Приморье вырос турпоток, - коллективная заслуга наших партнёров, единомышленников. В прошлом году центр вошёл в десятку лучших туристических центров стран по оценке МГУ.

- У вас есть мечта?

 - Развитие сети туристского центра по краю, хотя найти универсальные кадры очень сложно. Нужно и дальше работать с местным населением, чтобы туристы понимали, что здесь находиться приятно, а отдыхать здорово.

Светлана СОКОЛОВА

Досье

Дарья Александровна Гусева

Родилась во Владивостоке, где окончила школу, получила два высших образования по специализациям «юриспруденция» и «туризм». Проходила различные языковые курсы, специализированные курсы от Ростуризма, японского центра Владивостока. Директор Туристско-информационного центра Приморья с момента основания. Участница всевозможных форумов, семинаров, благотворительных акций. Имеет благодарности от администрации Приморья. Путешествует с детства, в туристическом бизнесе - с 2005 года.

Кстати

В рамках национальной программы детского туризма «Моя Россия» с октября по ноябрь во Владивостоке побывают почти 500 ребят из разных субъектов страны.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах