Жители Владивостока в соцсетях пишут - на некоторых перекрестках города зелёный сигнал светофора для пешеходов горит недостаточный промежуток времени. Дорогу приходится переходить бодрым шагом, а иногда и перебегать, что не по силам людям пожилым, тем более - с ограниченными возможностями здоровья. Разве это не унижает человеческое достоинство? - задают вопрос респонденты.
Эксперты констатируют - это лишь малая часть проблем доступной среды, и она «цепляет» за собой другие, не менее важные моменты. Пандусы и съезды, словно для самоубийц, тактильные плиты, на которых хорошо лишь падать в гололёд, отсутствие удобств для инвалидов в социальных и культурных учреждениях. Примеров, когда человек с ограничениями по здоровью чувствует себя безопасно и комфортно - пока единицы.
Через бордюр и по ямам
- Определение интервалов работы сигналов светофоров формируется на основе транспортного потока и потока пешеходов, - ответили в управлении транспортом администрации города Владивостока. - На разных светофорах время может отличаться, но, пешеходам выделяется время, за которое возможно осуществить переход через дорогу. Если гражданин не успел перейти и оказался, к примеру, на середине проезжей части в тот момент, когда уже загорелся зеленый для автомобилей, то он свободно может завершить переход. Автомобилисты согласно Правилам дорожного движения обязаны его пропустить!
Как рассказал «АиФ-Приморью» президент дальневосточной межрегиональной общественной организации «Ковчег» Артём Моисеенко, инвалидам-колясочникам, действительно, весьма трудно уложиться в установленные временные рамки зелёного света для пешехода.
- При переходе на разрешенный сигнал светофора им приходится торопиться, часто с риском для жизни и здоровья, - пояснил Артём Моисеенко. - На некоторых переходах могу быть неровности и ямы в асфальте, быстро ехать опасно - можно выпасть из коляски или соскользнет нога, что может привести к серьёзным травмам.
По словам общественника, большинство водителей ситуацию понимают, и терпеливо ждут, когда человек до конца перейдёт дорогу. Но есть и те, кто начинает сигналить и подгонять.
- Понятно, что люди не должны устраивать посиделки на переходе, но не всем и не всегда удается быстро перейти, - замечает руководитель «Ковчега» - В том числе, в силу ограниченных физический возможностей. Быстро крутить колеса сложно, не у всех есть сопровождающие. Кроме того, существуют переходы с высоким бордюром с тротуара на проезжую часть, и люди на колясках преодолевают их с большим трудом, и то, только с помощником, а это тоже потеря времени.
Подобное встречается повсеместно. Начали делать съезды, то не всегда удобные, с занижением бордюрного камень на 2-3 сантиметра и даже ниже. Пользы это не приносит никому - ни инвалидам, ни молодым мамам с колясками, ни пожилым дачникам с сумками на колёсах.
Ловушка для слепого
- За считанные секунды, не все перекрёстки успеваешь переходить, - поделился бронзовый призер Кубка России по бадминтону среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата Александр Акневский. - В основном водители попадаются толерантные - ждут. А вот на перекрёстке на ул.Чапаева, где нет светофора и «зебра» стерлась, однажды машина меня задела так, что палка согнулась.
У спортсмена есть и другие замечания по доступной среде. Он недоумевает, зачем кладут тактильную плитку, которая некачественная и быстро рассыпается, и такая скользкая, что в снегопад и гололёд лучше на неё не наступать.
- В самом центре города - подземный переход, но туда одному на коляске спуститься равно самоубийству, - уверен Александр. - Нужно чтобы кто-то инвалида тащил.
- Постоянные претензии по поводу светофоров, - согласилась руководитель проекта «Школа Белая трость», помощник губернатора Приморского края по взаимодействию с организациями инвалидов и созданию доступной среды в регионе Инна Вербицкая. - Говорящие светофоры, конечно, большой прогресс для города. Но десять секунд при переходе перекрестка - ничтожно мало. Только начинаешь идти, раздаётся голос: «Движение завершается, будьте осторожны!» Слабовидящий или незрячий останавливается посередине дороги в шоке и думает, в какую сторону бежать, а водители уже начинают трогаться с места, сигналить. Были случаи, когда на трости наезжали. Необходимо не менее 15, а где-то и 20 секунд для перехода, всё зависит от ширины дороги.
- В районе улицы Магнитогорской «умный» светофор с кнопкой стоит, но к нему нужно подойти, нащупать эту кнопку, - говорит слабовидящий Дмитрий Сенигаев. - Не проложена тактильная плитка, как хочешь, так ищи этот кусок асфальта. Хорошо, если мимо добрые люди пройдут, помогут.
- Среди автомобилей приходится лавировать, - добавляет инструктор проекта «Школа Белая трость» Наталья Мухина. - Бывает, что встанет машина посреди пешеходного перехода - слепой теряется. Развязка на Семеновской - ловушка для тотального слепого. Незрячие люди, которые передвигаются в этом нагроможденном пространстве самостоятельно, достойны восхищения.
- Тяжело концентрироваться из-за шума машин, кричащей музыки и рекламы, - отмечает Инна Вербицкая. - Так, в районе магазина «Изумруд» мы часто не слышим говорящего светофора. Сигналят автобусы, пищат автомобили, люди толпятся, друг друга толкают. В этом гаме невозможно сориентироваться.
Так сложилось, что незрячие люди в нашем городе привыкли держать ориентир по бордюрам с помощью трости. Отсутствие важных «зацепок» может привести к тому, что человек с тростью натолкнётся на препятствие, упадет. Не «увидит» фонарь или тот же светофор. В местах переходов по «зебре», людям с ограничением по зрению, как и инвалидам-колясочникам, нужны плавные спуски.
Эталоны комфортной среды
Впрочем, как считает Артем Моисеенко положение с доступной средой для инвалидов в приморской столице на месте не стоит, за несколько лет сделано немало, движение \\ есть, но не всегда этого достаточно.
- Создавать комфортную среду необходимо не для галочки, - пояснил президент дальневосточной межрегиональной общественной организации «Ковчег». - Приведу конкретный пример - перед входом в одно из учреждений «Почты России» висит значок вызова персонала для инвалида. То есть - добро пожаловать! Но чтобы до кнопки дотянуться, нужно преодолеть несколько ступеней. Сделать это возможно только с помощью проходящих мимо людей. А потом неизвестно, откроется ли дверь? Сработает ли кнопка? Для кого всё это делается?
Дмитрий Сенигаев, передвигающийся по городу с помощью собаки поводыря рассказывает, что верный друг не поможет, если на двери в учреждение - кодовый замок. Непосильная задача для незрячего.
Не секрет, что занятия спортом - важная составляющая в реабилитации лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Но что мы наблюдаем? При воде в спорткомплекс «Чемпион 2» - шаткий пандус из двух деревянных направляющих, въезжать - крайне опасно. Во многих учреждениях отсутствуют туалеты, раздевалки для инвалидов.
- Эталоны создания комфортной среды в городе имеются: это кинотеатр «Океан», Приморская сцена Мариинского театра, Сбербанк. Всё сделано на мировом уровне, осознанно, по-человечески, - отмечает Артём Моисеенко.
- Приморская картинная галерея, музей Арсеньева - там очень много сделано для посетителей с ограничением по зрению, - говорит Инна Вербицкая. - Одновременно мы прорабатываем вопрос о доступности маршрута к культурным учреждениям города. В целом, инфраструктура по доступной среде для инвалидов требует доработки.