Пенсионера Ивана ЛЕЩЕНКО, который практически на свои средства тянет медвежий питомник, охотнадзор обвиняет в незаконном содержании в неволе диких животных. Теперь госорган через суд требует конфискации медведей! В причинах этого недоразумения разбирались корреспонденты «АиФ - Приморья».
Питомник на Садовой
Иван Григорьевич и Любовь Григорьевна приветливо встречают гостей в своей усадьбе в селе Дубовый ключ под Уссурийском.
По сути, дом супругов на улице Садовой состоит из двух частей - личного подворья стариков и огороженной территории. Это и есть вольер для диких животных. Сегодня здесь содержится десять уже взрослых особей.
- Всех мы вырастили с «пеленок», - рассказал Иван Григорьевич. Он охотовед со стажем. 41 год занимался своим любимым делом в Госохотнадзоре. В его хозяйстве было два района - Уссурийский и Октябрьский.
Питомник появился в 2005 году. Первыми привезли медвежат, конфискованных у браконьеров, которых пытались контрабандой переправить в Китай. Потом пошло-поехало. Со всего Приморья начали свозить косулят, кабанят, диких котов, разных птиц, медвежат - все подранки или сироты.
Специальный вольер помогли сделать специалисты Госохотнадзора и Примохотуправления. Едва успели его изготовить, как организация была ликвидирована и все заботы легли на плечи супругов Лещенко.
- Я спрашивал, а как быть с вольером? - продолжает мой собеседник. - Оказалось, что у них в то время не было штатного расписания, а начальник попросил потерпеть, и пообещал, как только появятся средства, то обязательно помогут.
Опекаемые супругами Лещенко медведи, для них, как родные дети. Они даже назвали мишек именами своих внуков: Мика, Жека и Лека (Олежка). А еще здесь живут Мишка, Ирка, Арсик, Банди, Нюня, Пашка и Дашка.
- Они отзываются на свои клички, - рассказала Любовь Григорьевна. - Как только потеплеет и будет суше, будем выпускать их из клеток на прогулку.
- А не боитесь, что медведь нападет?
- Все зависит от кормежки, - пояснил Иван Григорьевич. - У сытого зверя злобы нет. Сколько лет мы содержим их и ни разу никто из мишек даже не фыркнул в нашу сторону.
- Мы стараемся их накормить досыта и напоить, - подхватила Любовь Григорьевна. - Они с аппетитом едят хлеб, рыбу, морковь, капусту, а летом уплетают огурцы и помидоры. Любят сухой собачий корм. Большого мешка даже на неделю не хватает. Ведро съедают за раз.
В сезонную спячку мишки не впадали. Иван Григорьевич соорудил для них уникальные берлоги. Для малышей они прямоугольной формы, а для тех, кто постарше - из бочек. Стены убежищ утеплены, а подстилка - из опилок и сухой листвы. В стужу они проводили здесь большую часть времени, но после полудня просыпались, чтобы сытно поесть и опять исчезали.
Заложник доброты
- В 2009 году я обратился в общественную приемную Владимира Путина с просьбой оказать помощь в распределении зверей по зоопаркам страны, - продолжает Иван Лещенко. - Вскоре пришел ответ, что к решению проблемы подключились региональные структуры и, даже удастся пристроить нескольких животных в ФГУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» и ФГУ ГОЛОХ «Орлиное». В то время у нас были три танцующих медвежонка: Шурик, Кеша и Стеша, Да так лихо отплясывали! Их и передали, но «Удэгейская легенда» отказала в приемке по причине отсутствия финансирования. Поэтому их вывезли в Шкотовский район и выпустили в дикую природу в самый разгар охотничьего сезона и всех мишек перебили...
Через три года неожиданно приехала проверка, и вскоре Иван Лещенко получил повестку явиться в Уссурийский районный суд. «За что будут его судить?» - спросит внимательный читатель. За незаконное содержание диких зверей. Правда, вот ведь вопрос – пенсионер много раз сам просил государственные структуры решить вопрос с питомником. Никому дела до этого не было.
Кому нужен «лунный мишка»
В позапрошлом году Иван Лещенко стал призером Всероссийского конкурса «Не будь равнодушным», благодаря чему ему удалось решить проблему с кормами для животных - теперь их припасено на полгода вперед и изготовил новую клетку.
- Что будет с вашими питомцами, если их все же придется выпустить в дикую природу?
- Этого нельзя делать, - со знанием дела отвечает Иван Лещенко. - Самостоятельно они не выживут и придут к людям, а тогда жди беды.
По сей день раздаются звонки из края, и собеседники просят взять на воспитание медвежат.
- Гималайские медведи, или, как их еще называют «лунные мишки» - уникальные животные, - рассказала руководитель общественной организации по спасению гималайского медведя Лариса КОЛОДЕЙ. – Правда, в последнее время их популяция сократилась на треть и стремительно продолжает истребляться.
Начальник отдела по работе с Кондратеновской территорией Татьяна КОНОНЕНКО рассказала, что супруги Лещенко прибыли в село молодыми, а сейчас они в преклонном возрасте.
- Угрозы для села медведи не представляют, - считает она. - Я полагаю, что инициатива исходила от самих селян, которые выразили озабоченность за судьбу медведей. Сами супруги Лещенко пожилые и кто знает, как долго они смогут нести свою ношу. Положительная сторона от судебного процесса состоит в том, что им помогут решить вопрос, а отрицательная - вдруг предложат избавиться от них.
- Я хочу выразить свое мнение, - рассказала по телефону главный специалист центра охраны окружающей среды Уссурийского городского округа Анна ШИРКОВЕЦ. - Изначально, когда эти животные отдавались частному лицу и была допущена ошибка. Они должны были находиться в питомнике до того времени, пока не смогли бы себя обслуживать. В условиях, которых они содержатся сегодня, звери не смогут быть возвращены в естественную среду обитания. Я полагаю, что управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира затеяло этот процесс с целью определения дальнейшей судьбы медведей, разумеется, при условии соблюдения всех процедур передачи.