И разговор получился актуальным - в Министерстве труда и соцзащиты России в эти дни как раз формируются квоты на иностранную рабочую силу.
О «братьях по СНГ»
- Сергей Григорьевич, большинство трудовых мигрантов, как известно, прибывают в Приморье из республик СНГ. Зачем они едут так далеко?
- Стоит понимать, что те, кто добирается из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана аж до Приморского края, - не лучшие кадры в плане уровня профессионализма, образованности, культуры. Хорошие специалисты востребованы и у себя на родине. Те, кто из настоящих профессионалов мигрирует, стараются закрепиться в близком к ним и стремительно развивающемся Казахстане. Многие едут в Москву, где есть большие возможности для заработка и самореализации, далее в этом рейтинге - Сибирь. И только те, кто не имеет профессионального потенциала, а часто даже элементарной грамотности, устремляются на Дальний Восток и в Приморье в частности. То есть едут так далеко потому, что близко, где большая кадровая конкуренция и плотность населения, они просто не востребованы.
- Но ведь Приморье с его оттоком коренного населения действительно нуждается в тысячах рабочих рук.
- В общем, да. Но если только говорить о жилищно-коммунальном хозяйстве, где требуется низкоквалифицированный труд. Бесспорно, наша сфера ЖКХ никак не может обойтись сегодня без «братьев по СНГ», кто готов трудиться за небольшую зарплату. Но такая зависимость края от мигрантов очень тревожит: случись чего - и они схлынут из жилищно-коммунального хозяйства, а мы утонем в грязи. Заменить мигрантов-то некем. И нам стоило бы иметь внятные схемы действий в подобном случае.
- Но нередко от приморцев можно слышать слова обеспокоенности насчет неоправданно большого количества приезжих из СНГ…
- Подобная миграция - весьма стихийный процесс, который невозможно регулировать, пока между Россией и странами СНГ существует безвизовый режим въезда. Конечно, нас неправильно поймут, если мы введем визы для «союзников» - это рискованно во внешнеполитическом смысле. Однако с точки зрения экономической и социальной целесообразности для нас было бы безопаснее и удобнее контролировать мигрантов из бывших союзных республик если не посредством виз, то, по крайней мере, за счёт въезда по приглашениям работодателей.
- То есть правы те, кто ратует в данном случае за ужесточение законов?
- Никакого положительного эффекта от ужесточения миграционного законодательства мы не получим, пока не устраним причины, порождающие его нарушение. Ведь в конечно счёте свобода въезда и передвижения, подаренная Россией братьям по СССР, играет против них самих. По закону, каждый въехавший должен зарегистрироваться в недельный срок и в сжатые же сроки найти работодателя. Не каждому это удаётся. Предоставленные сами себе, без работы, без жилья, без элементарно нормальных условий существования им остается только одно ради выживания - идти в криминал.
О «коротком плече»
- Какой у Приморья выход из мигрантской головоломки?
- Я сторонник того, чтобы давать больше возможностей местному бизнесу привлекать рабочую силу именно из сопредельных с нами государств, а не из стран СНГ. С гражданами соседских стран у нас здесь вообще нет особых проблем. Взять тех же китайцев и корейцев, которые тоже прибывают в Приморье на заработки. Они, получая российскую визу, регламентировано въезжают и выезжают, их количество в крае под контролем, оно стабильно. Но главное, что из соседних нам государств сюда прибывают действительно квалифицированные кадры, в которых нуждаются строительная сфера, судоремонтная, обслуживания (например, шеф-повара или массажисты). Да, китайские специалисты изначально «стоят» заметно дороже среднеазиатских работников без квалификации. Однако дальневосточных соседей вообще не надо ничему учить, они приезжают со своими знаниями и технологиями. И производительность труда у китайцев в разы выше, чем у «СНГ-шных» рабочих. Это видно и по тому, как развивается сам Китай, даже приграничные города, и по тому, как они работают у нас в крае. В результате для приморского бизнеса выгодней нанимать людей из сопредельных Китая и Кореи, а не из Средней Азии.
- Однако в России боятся Китая, который, якобы, норовит подвинуть границы в свою пользу. В то время как с тем же Узбекистаном мы не граничим и угрозы он для нас не представляет. Разве не так?
- Лично я не боюсь никакой «китайской угрозы». Это политический миф, раздуваемый СМИ. Приморью можно было бы многого добиться и процветать экономически, будь у нас продуманная система во взаимодействии с Китаем. Надо пользоваться таким выгодным соседством, а не руководствоваться страхом! А в вопросах миграции есть чётко означенное правило «короткого плеча», то есть самое эффективное с точки зрения экономики движение населения происходит на коротких расстояниях. Посмотрите, в непосредственно близости от нас, приморцев, живут примерно 300 миллионов человек. Из этого ресурса черпать логичнее всего.
О прошлом и настоящем
- А как же наша общесоветская культурно-ментальная близость с народами Средней Азии?
- За два десятилетия в республиках Средней Азии выросло новое поколение, не имеющее никакого с нами общего советского прошлого, не говорящее на русском языке, не стремящееся помимо заработка ни к какой интеграции и адаптации. Так что в культурно-ментальном смысле у выходцев из Средней Азии нет преимуществ перед нашими дальневосточными соседями. Более того, с китайцами и корейцами у Приморья действительно есть исторический опыт взаимодействия и взаимовыгодного сосуществования. В конце концов, в отличие от трудовых мигрантов из Поднебесной или Страны утренней свежести, из Средней Азии прибывают сюда как раз целыми семьями и всё больше рожают здесь детей.
- Почему тогда бизнесмены в Приморском крае возмущаются, что Москва ежегодно сокращает квоты на иностранную рабочую силу?
- Потому что нельзя мерить Приморье московскими мерками. Столица уже задыхается от мигрантского наплыва, и преимущественно среднеазиатского. А у нас дефицит рабочих рук. И нам нужны они из Китая и Кореи. И мы, дальневосточники, сами на уровне субъектов Федерации могли бы прекрасно разобраться, какие и сколько трудовых мигрантов нам необходимо.
ДОСЬЕ
Сергей Пушкарев родился в с. Осиновка Михайловского района в 1944 г. Окончил Дальневосточный политехнический институт. В разное время работал в инженерной сфере и на руководительских должностях. С 1993 по 2003 гг. возглавлял Миграционную службу Приморского края. Сейчас - доцент кафедры Института госслужбы, эксперт Общественно-экспертного совета по повышению безопасности и уровня жизни в Приморском крае при губернаторе.