Хозяина новогодних торжеств всё чаще приглашают в гости ко взрослым.
Новый год – пора волшебных превращений. Каждый год глава серьёзной приморской рекламно-производственной компании снимает пиджак директора и надевает расшитую серебром тяжёлую шубу деда мороза. Ведёт корпоративы, поздравляет детей и снимается в рекламе. Верят ли дети и взрослые в Деда Мороза, и сколько лет можно эксплуатировать любимый народом образ, рассказал Евгений ШИРИН, считающий, что сказочный героя помогает ему и в основном бизнесе.
Инструмент развития
- Если работа не приносит удовольствия, достичь в ней выдающихся результатов в принципе невозможно. Посмотри на известных предпринимателей, учёных, спортсменов – все они очень увлечённые люди. Ну, не будешь ты годами посвящать себя нелюбимому делу, вникать в каждую мелочь, если речь только о деньгах. Посмотрите на известные бренды, почему. когда на смену основателю и идейному вдохновителю приходят менеджеры, продукт всегда постепенно скатывается? Просто перестают вкладывать душу.
Приносит ли работа Деда Мороза больше, чем основной бизнес – сложный вопрос. Если смотреть только на 31 декабря, когда за день можно заработать больше, чем за месяц, однозначно да. А если посчитать всё затраченное время на подготовку, которая начинается ещё летом, то вряд ли. Другое дело, что работа Дедом Морозом – это не только инструмент заработка: благодаря ей я знакомлюсь с новыми интересными людьми, многие из которых становятся клиентами моей рекламно-производственной компании. Я бы сказал, что Дед Мороз – это и увлечение, и заработок, и логическое развитие основного бизнеса.
- В Деды Морозы обычно идут профессиональные актёры. Ты же по образованию технарь. Когда ты впервые стал Дедом Морозом. И почему решил остаться в этой профессии?
- По образованию – да, закончил "информационные системы управления" в Техническом университете. А вот кто по складу характера, не могу определиться: и техника интересна, и точные науки, и гуманитарные. Ещё в школе и университете активно занимался самодеятельностью, играл в КВН, писал рассказы и стихи. Но, пожалуй, я больше аналитик: могу посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, взять лучшее из разных сфер и «скомпилировать» некий универсальный продукт.
Впервые Мороза сыграл ещё в школе – всегда был самым большим. И в ВУЗе несколько раз приходилось, но как-то серьёзно к этому не от-
носился. Переломным моментом в «морозной» карьере стал 2005 год, когда проспорил друзьям желание, и они захотели, чтобы я поработал Дедом. Устроился промоутером – ходил по городу в костюме Санта Клауса с коробкой̆ из-под компьютера, дарил прохожим хорошее настроение. Мне понравилось.
На следующий год взял в аренду костюм, нашёл Снегурочку, дал объявления и начал «морозить». Тогда очень многого не понимал, и по организации, и по содержанию выступлений. Всё-таки самодеятельность и работа – очень разные понятия. Да, заработал неплохо, тем более для 23-летнего парня. Было весело. Сейчас, когда за плечами 13 лет «морозных» поздравлений, понимаю, что тог- да был ужас. Но всё приходит с опытом, всегда есть, куда расти, что улучшать.
Почему решил продолжать? Ну, наверно, потому, что мне нравится работать Дедом Морозом, дарить людям праздник, хорошее настроение. Это неплохой заработок и поддержка основного бизнеса.
- Работа Дедом Морозом в основном твоём бизнесе?
- Даже больше скажу, работа Дедом Морозом – это ещё одна грань моего рекламного бизнеса.
Во-первых, к концу года, по- является свободное время - бизнес-процессы налажены, заказы распределены, производство идёт своим ходом - можно и о развитии подумать..
Во-вторых, Дед Мороз – это отличный инструмент коммуникаций, установления доверительных взаимоотношений, выхода на новых клиентов и расширения точек сотрудничества с текущими заказчиками. Многие клиенты из основного бизнеса приглашают меня как Дедушку, так же многие заказчики Мороза в дальнейшем ко мне обращаются за рекламным производством. В рекламном бизнесе достаточно жёсткая конкуренция, и важно установить доверительные отношения. Тут Дед Мороз и помогает. Я рад, что многие приглашают именно меня в образе.
Плюс - я активно развиваю именно рекламные возможности Деда Мороза, которые могут помочь бизнесу моих клиентов. Тут и участие в рекламе, и промо-акции, и ростовые фигуры. Дед Мороз – это узнаваемый позитивный персонаж, актуальный 1,5 месяца в году. С Дедушкой активно фотографируются, фото разлетаются по соцсетям – отличная возможность повысить узнаваемость своей торговой марки.
В общем, Дед Мороз актикивно но помогает моему рекламному бизнесу, а рекламный бизнес – Дедушке.
Когда взрослые верят больше детей
- Всё чаще тебя как Деда Мороза приглашают на взрослые мероприятия – корпоративы, презентации и прочее. Зачем взрослым Дед Мороз?
- Я вообще люблю повторять: дети – не целевая аудитория Деда Мороза. За сезон я могу максимум выступить 100 – 120 раз, из них детские поздравления это – не более 20-30 процентов.
Со взрослыми, кстати, задача сложнее. Да, все взрослые – родом из детства. И всем хочется чуда. Разумеется, на корпоративах все понимают, что Дед Мороз – это артист, но моя задача создать ощущение сказки, сделать так, чтобы серьёзный человек почувствовал себя ребёнком, хоть на мгновение. Дед Мороз – это эмоции, это игра. Например, можно поставить директора на стул и позадавать «морозные» вопросы, но со взрослым содержанием: хорошо ли он себя вёл в этом году, не задерживал ли зарплату сотрудникам, не ругал ли их почём зря.
Для взрослых Дед Мороз – это возможность вернуться ненадолго в детство, почувствовать себя беззаботным ребёнком, повеселиться, оторваться от текущих забот. Ну и куда же без ярких фотографий с двухметровым Дедом для соцсетей...
Цена чуда
- Этот бизнес – сезонный. Не секрет, сколько зарабатывает Дед Мороз в пик сезона?
- Большинство бизнесов в той или иной степени подвержены сезонности. Дед Мороз – один из ярчайших примеров. Другое дело, что заработок – это не только выступления. Наиболее перспективные направление – выпуск сувениров, новогодних подарков со своей символикой. Те же рекламные конструкции - ростовые фигуры Деда Мороза и Снегурочки, съёмки для рекламы, участие в промо-акциях. По моим расчётам, вполне можно выйти на чистую прибыль порядка полутора миллионов рублей за сезон, хотя это и потребуется немало усилий.
Если речь о заработке от выступлений, то всё зависит от Деда Мороза, его расценок и востребованности. За сезон вряд ли удастся выступить более 100-120 раз – физически не хватит времени. В реальности же получается в пределах 75 – 90 выступлений за сезон.
Я один из самых дорогих, если не самый дорогой, Дед Мороз края. Например, стоимость предновогоднего выступления со Снегурочкой на 20-30 минут составляет 6500 руб., 31 декабря – 20-30 минут стоит 8000 руб. При моих расценках вполне возможно выйти на чистую прибыль от выступлений в пределах 300 – 500 тысяч за сезон.
Разумеется, если Дед Мороз готов выступать за 1-2 тысячи руб., то вряд ли получится заработать больше нескольких десятков тысяч, тем более, что конкуренция среди Дедушек в этом сегменте крайне высокая, гораздо выше, чем в премиальном.
— Это затратный бизнес?
Дед Мороз Деду Морозу рознь, и Дедушки бывают очень разные, и по качеству, и по цене.
Самый простой вариант: взял в аренду или купил «костюм», дал объявление и пошёл «морозить». На «минималках» можно уложиться в 3-5 тысяч. А дальше можно «наворачивать» до бесконечности. Мой нынешний костюм обошёлся в двести с лишним тысяч рублей. Шил на заказ: дорогие материалы, ручная вышивка.
Плюс нужен сайт, рекламные материалы, тут же фотосессии, чтобы продемонстрировать себя и костюм во всей красе. Конечно, можно и на телефон сфотографироваться, то явно не тот эффект. Если делать всё качественно, то первоначальные инвестиции могут превышать 300-400 тысяч.
- Ты будешь эксплуатировать образ Деда Мороза до конца лет? Или для тебя этот бизнес в каком- то развитии?
Как я люблю говорить, с каждым годом я всё больше похожу на деда, т.е. всё больше соответствую образу Деда Мороза Дед Мороз – это моя будущая пенсия . А если серьёзно, то не знаю. Сейчас мне нравится этим заниматься, что будет через несколько лет – не знаю.
- Ты сам веришь в Деда Мороза? В каком возрасте в детстве ты узнал, что Дед Мороз – это или папа, или актёр? Или ты до сих веришь в Деда Мороза?
Если рассматривать Деда Мороза как старца из леса, который приносит подарки, то не верю, конечно. А если как некий символ обновления, что завтра будет лучше, чем вчера – то конечно. А вообще, я уже самый настоящий Дальневосточный Дед Мороз, и я в себя верю. Верю в свои силы, возможности, в то, что могу добиваться поставленных целей.
В детстве верил, ждал Деда Мороза. Когда узнал, что Дед Мороз – это переодетый актёр, даже и не помню. Лет до 5-6 точно верил.
- Взрослые ещё верят в чудо? И не перестали верить в Деда Мороза дети из поколения гаджетов?
- Дети - они всегда дети. Да, сейчас куда более продвинутые, чем мы были в их возрасте. Но от этого они не перестают верить в сказку, в чудо. Да, технологии влияют на нашу жизнь, но есть вечные ценности: любовь, семья, дружба, общение. А взрослые? Конечно, верят! Дед Мороз ведь временами даже более реален, чем многие «прорывные инициативы правительства» (смеётся). А если серьёзно, то, что такое чудо? Каждый хочет, верит, что завтра будет лучше, чем вчера. Иначе всё теряет смысл. Думаю, Дед Мороз – это своеобразное олицетворение всего хорошего, что ждёт нас в новом году. Такой персонаж, который стукнет посохом, топнет-хлопнет и всё станет хорошо.