15 марта многие из жителей Владивостока столкнулись с проблемой – пункты выдачи товаров маркетплейса Wildberries не работали. Как забрать посылку, примерить джинсы, которые вот-вот пришли, либо оформить возврат не совсем представлялось понятным.
Однако самые ранние пташки начали бить тревогу ещё 14 марта.
«Указано что работает ежедневно, приезжаю после работы, висит картонка с надписью: «Пункт не работает по тех.причинам», это как понимать? Почему данная информация не была указана на сайте?!»,– обратилась тогда жительница Владивостока Тамара.
«Пункт закрыт 14 марта 2023г, написано не платят! И сколько он будет закрыт? Почему пункт закрыт и сегодня,15 марта? Надпись уже другая- ПВЗ закрыт на неопределённый срок! И как это понимать? Лежат оплаченные заказы, их надо получить ,потому что срок хранения ограничен! И как получить заказы? Что творится в Валдбериз, беспредел!»,– отметила Марина Ларина.
Ягода раздора
В социальных сетях сразу же стали появляться многочисленные сообщения о массовом закрытии точек выдачи. В городе не работали как минимум 5 пунктов, они были закрыты «по техническим причинам». Заметим, что суть этих причин не раскрывалась долгое время.
Тогда были закрыты пункты, находящиеся на остановке «Картинная галерея», Черёмуховой, 18а, Адмирала Юмашева, 4, Ладыгина, 7 и на Карбышева, 16.
Позже в федеральных СМИ появилась информация, что сотрудники Wildberries объявили массовую забастовку против руководства, отмечая, что владельцы маркетплейса ущемляют их трудовые права и начислят им непонятные штрафы.
Кстати, в сетях можно увидеть скриншоты с рабочих страниц сотрудников, в которых сумма штрафа превышала 500 тысяч рублей – с новыми правилами владельцы пунктов должны отдавать до 40% выручки за брак и подмену товара. Такие условия работы оказались для работников противоестественными, они выдвинули собственные.
В этот же день редакция «АиФ-Приморье» попыталась связаться с закрытыми пунктами, однако по ту сторону телефонной трубки были слышны лишь гудки, никто так и не ответил. Связаться с главным руководством Wildberries нам не удалось – запрос был отправлен, но ответ так и не был получен.
Апогей неизвестности
Пик непонимания, что будет происходить с пунктами выдачи товаров произошёл 16 марта. Многие пользователи маркетплейса пытались отменить свои заказы, но снова по «техническим причинам» не могли этого сделать. В предчувствии, что владивостокцы останутся у «разбитого корыта», корреспондент «АиФ-Приморье» лично посетил несколько точек. Отметим, что пункты выдачи, в которые удалось попасть находятся в разных районах города.
Удалось выяснить, что речи о массовых забастовках сотрудников, а также закрытии точек сети не велось. На все пункты выдачи клиенты приходили с интервалом в 10–20 минут. Все посетители в срок получали свои заказы, а также без проблемы по необходимости оформляли возвраты.
О том, что акция имеет место быть на отдельных объектах (но не тех, где происходил разговор), число которых может исчисляться единицами, сотрудники дали положительный ответ. Однако адреса этих ПВЗ затруднились назвать.
«Главная причина забастовки сотрудников – накопившиеся долги, которые никак не могут регулироваться работники самостоятельно. Главная задача сотрудника пункта выдачи – сканировать штрихкод и отдать человеку необходимый товар. В случае, если товар ненадлежащего качества, либо не отвечает требованиям покупателя, оформляют возврат. Но в последнее время все товары, которые подлежали возврату, отправлялись обратно на склад, а их стоимость приходила в личные кабинеты сотрудников в качестве штрафа. Поэтому многие отказались работать»,– рассказал один из работников пункта выдачи Wildberries (имя не разглашается).
Владельцы франшизы рассказали, что с проблемой ознакомлены, однако никакой речи о закрытии пунктов выдачи нет. Большая часть точек как работала, так и будет работать – они не могут закрыться даже несмотря на штрафы, так как это основной доход людей.
На вопрос – что делать, если заказ должен прийти в забастовавшие пункты выдачи конкретного ответа нет. Практически везде сообщили, что перенаправить в другой пункт, скорее всего, не получится. Вероятно, его вернут на склад, и это можно будет оспорить через техподдержку сети. В худшем случае – вернут отправителю, и тогда заказ придётся делать заново.
«Исходя из договора оферты, товары, которые остались невостребованные покупателями, должны вернуться на склад, а покупатель может самостоятельно выбрать другой пункт выдачи. Чтобы обезопасить себя, необходимо сделать фотографию закрытого пункта, позвонить на горячую линию и рассказать о происходящей ситуации, либо написать письменное обращение»,– добавили в пункте выдачи.
Кстати, в соседнем Уссурийске последние 2-3 дня ВПЗ не закрывались, они все работают в штатном режиме.
«Все пункты в городе работают. Получить или вернуть товар можно с 10:00 до 21:00. Мы не планируем закрываться, трудимся в обычном режиме»,– рассказал представитель точки.
Какой итог?
Уже 16 марта В Госдуме прошла встреча с представителями Wildberries. Об итогах встречи рассказал глава комитета по защите конкуренций Валерий Гартунг, отметив, что компания изучит все претензии.
Стоит отметить, что спустя несколько часов после встречи компания объявила о том, что Wildberries приостанавливает списания средств с пунктов выдачи за подмену товаров.
«Временно замораживаем механизм списаний за подмены с владельцев партнерских точек выдачи заказов и менеджеров ПВЗ, чтобы разобраться во всех спорных ситуациях», - рассказали в компании.
Однако работники рассказали, что изменения коснулись лишь некоторых владельцев франшиз.
«Сейчас Wildberries снизил процент по браку до 40% с ранее объявленных 100 процентов и начал возвращать удержания, но только некоторым владельцам франшиз — у работников официальных пунктов ситуация не поменялась»,– говорится в ТГ-канале «Вайлдберриз. Правда сотрудников».
Однако чем закончится вся эта история ещё никто не знает, но 17 марта закрытые ПВЗ начали работать в штатном режиме.