В потоке бравых речей о нанотехнологиях и современных кластерах, которые почти ежедневно раздаются из краевой администрации, редко встретишь объективное мнение о социально-экономической ситуации в регионе. Между тем, картина, на поверку, далеко не такая радостная, каковой она видится из высоких кабинетов.
Что реально происходит сегодня в экономике региона, какие прогнозы на ближайшие годы? Об этом корреспондент «АиФ - Приморья» беседовал с экспертом, экономистом Александром Латкиным.
Средний итог
Анатолий Добровольский: - Минэкономики опубликовал рейтинг социально-экономического развития регионов России за 2012 г. Среди регионов с потенциально высоким потенциалом Приморье занимает последнее 24 место. Мы смотримся лучше только откровенно «слабых» краев и областей, у которых средняя или низкая база для роста.
Александр Латкин: - Это не самое достойное место. Среди всех 83 регионов мы находимся в середине. При этом равных Приморью по территории, населению и ресурсам краев и областей не так много.
Что касается итогов прошлого года. Наш край значительно повысил свой имидж и в АТР, и в России. Если раньше в мире говорили, что это неизвестный край, то в преддверии саммита АТЭС и после его проведения всё стало иначе. Приморье стало местом, куда просто хочется поехать и посмотреть на перемены. Но вспомните, сколько ожиданий было в преддверие саммита!
Мы выходили на международный уровень, имея серьезный инвестиционный пакет. То есть пакет предстоящих крупных проектов, которые должны быть реализованы в крае: нефтеперерабатывающий завод на 20 млн тонн в год, газопровод, целый кораблестроительный кластер. Стратегический замысел был таков, что приедут серьезные гости, руководители 21 страны Они увидят завершённые проекты с привлечением капитала разных стран и проекты в стадии завершения. Мы рассказывали миру о новой экономике, которая обещала занятость уже не двум, а семи миллионам человек. Что из этого получилось? Вопрос риторический. Простой пример. Даже настроение людей в Приморье перед саммитом было более оптимистичным, чем сейчас, через год после его завершения.
- Другой пример из того же рейтинга. Инвестиции в 2012 г. в Приморье упали по сравнению в 2011 годом на 41%. Мы на 82 месте из 83 субъектов России по привлечению инвестиций! Ниже нас только республика Алтай. Вот вам и саммит.
- Инвестиций в Приморье действительно стало в два раза меньше. Конечно, такой показатель во многом обусловлен завершением строительства основных объектов к саммиту АТЭС. Средства на крупномасштабные инвестиционные проекты, в основном, направлялись в край в 2011 г. Но тут есть и другой важный, с моей точки зрения, момент. Накануне саммита были потраченные огромные государственные деньги. Они должны были дать огромный экономический эффект, и эффект демографический, но этого не случилось. Ни по одному проекту ничего существенного сделано не было. Камень нефтяного завода заложили, ленту перерезали, и потом была критика проекта, в том числе и со стороны президента. В итоге скатились на объём в 4 млн тонн, и никаких корпусов не появилось. Не задумались: переработать нефть можно, но куда сбывать эту продукцию, по какой цене? Будет ли Япония покупать наш авиационный керосин и другие продукты? Если учесть, что заводы есть в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и на Сахалине.
- Получается, что край, не смотря на саммит, никакого скачка в развитии не получил?
- С началом рыночных реформ мы думали, что госсаказ для наших оборонных предприятий сохранится для «Звезды», «Дальприбора», «Аскольда» и «Прогресса». Но государство в лице правительства решило, что эти заказы выгоднее разместить в Северодвинске и Санкт-Петербурге. Там нет дальневосточных надбавок, стабильнее энергетика и больше квалифицированных кадров. В итоге десятки тысяч людей оказались не востребованы, причём лучшие специалисты. Мы уже это проходили в 90-х.
- Неужели всё так печально?
- Есть, безусловно, и радостные известия. Например, стремление китайских инвесторов вложить около 700 млн долларов в развитие игорной зоны в крае.
Имидж есть, успехов нет
- Вы сами удовлетворены тем, что было построено к саммиту?
- Мы много говорили о цифрах. А если оставить за скобками огромные затраты… Приморье и Владивосток получили не мало. Люди позитивно восприняли и мосты, которых возвели сразу три, и дороги, и новый аэропорт. Но вместе с тем, многие, и особенно молодёжь, получили некую травму морально-психологического свойства. «Столько денег затратили, а результат мог бы оказаться гораздо выше», - считают они. И начинают считать: дороги разваливаются, чему свидетельством ситуация на Санаторной, нет крайне необходимыз развязок, ни съездов, ни заездов на автостраде «Новый-Сданка-Патрокл». Обещали сделать в этом году, но уже безрезультатно вошли в зиму. «Аэроэкспресс» с полупустыми электричками оказался убыточным. Очистные сооружения на полную мощность не заработали. Спорткомплекс, пусть с задержками сдали, и сейчас главное в том, чтобы эти вложения были не только ради выступления профессиональной команды, а чтобы это дало толчок развитию массового спорта. Но я сомневаюсь, что в отсутствие троллейбусного маршрута и электричек наши мальчишки будут там кататься всю зиму.
- Можете перевести экономические показатели на жизнь простого человека?
- Это проявляется в одной важной детали - оттоке населения из края. Он не сократился. В 2001-м уехали 21 тыс. 800 человек, из них 1876 - за рубеж. На дворе 2012 г. и саммит, а уехали 30 тысяч! То есть на 30% больше. За семь месяцев 2013-го уехали 20 тысяч человек. И поток нарастает. Жалким оправданием служит то, что к нам ещё приезжают. Но приезжают специалисты низкого уровня. Нынче в пригороде Владивостока на каждом шагу - выходцы из Средней Азии. Проблема эта колоссальная, что подтверждают события в Москве. Миграционные процессы отражают состояние экономики. И хотя заявляется о росте зарплаты, но она ниже, чем в других регионах Дальнего Востока, а прожиточный минимум выше. И если зарплаты за год выросли на 6 %, то инфляция росла в 2-3 раза быстрее.
Проблемная глубинка
- В последнее время мы только и слышим о закрытии предприятий в Дальнегорске, Ярославке. Это тенденция?
- Это следствие ухудшения финансового состояния предприятий. Но проблемы есть не только у крупных компаний. У нас «смертность» малого и среднего бизнеса крайне высокая. В течение года 30-40 % вновь созданных предприятий умирает. И это не столько ошибки менеджмента, сколько условия работы в тисках административных барьеров. По заказу корейской стороны наш институт провёл исследования - создал Путеводитель инвестора. В процессе получилось 460 страниц текста, и на каждом шагу проблемы с арендой земли, подключением к сетям, продуцированной прибылью и налогами. Наш бизнес уходит в другие страны. Только в Патайе на Тайланде живёт 60 тыс. русских, владея домами и участками.
И есть ещё одна тенденция, о которой мы не говорим - это смена собственников предприятий. Я стал интересоваться этим и пришел к выводу, что самые интересные компании скупаются московским капиталом. Мы рассчитываем, что смена собственника обернётся модернизацией производства. Но на деле не совсем так. К примеру, дальневосточное пароходство зарегистрировалось в столичной налоговой инспекции, и менеджмент переехал в столицу. То же и с рыбными компаниями.
- Приходилось слышать мнение, что в Приморском крае есть только бюджетные средства. У бизнеса денег не инвестиции нет.
- Сейчас и бюджетных средств не так много. Недавно обсуждая достройку пятизвёздных отелей, и давая бюджетные гарантии, депутаты отмечали, что край не добирает в доходной части. Поэтому ситуация не простая. И даже ремонт цирка уговорили финансировать «Газпром». Ожидать от Москвы больших денег я бы не стал. И поэтому нужно искать резервы и создавать благоприятные условия для российских и зарубежных инвесторов. А при этом всё решает ёмкость рынка. А её трудно обеспечить, когда уезжают люди с высокой покупательской способностью, а приезжают те, кто отправляет выручку и свой доход в страны Средней Азии, КНДР и КНР. Да и зрителями театра оперы и балета они не станут.
Досье
Александр Латкин родился в 1945 г. в Хабаровском крае. В 1969 г. с отличием окончил Дальневосточный государственный технический университет по специальности инженер-кораблестроитель. В 1989 г. получил степень доктора экономических наук. С 1994 - профессор, с 2006 - Директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.
Смотрите также:
- На изучение организованной преступности в Приморье денег нет →
- Куда унесут Приморский край ветры перемен? →
- Выгодное вложение капитала стало реальнее →