Долгожданное открытие Приморского музея им. В. К. Арсеньева после реконструкции состоялось в субботу, 29 июня. Посещение в этот день было бесплатно для всех. Впрочем, его директор Виктор Шалай хотел бы, чтобы гости знали: это совсем не запоздалая Ночь музеев, а начало новой музейной истории.
К экспериментам готовы!
- Что вообще происходило за дверями арсеньевского музея, пока он был закрыт на реконструкцию?
Досье | |
---|---|
Виктор Шалай родился в 1981 г. во Владивостоке. Окончил исторический факультет Дальневосточного государственного университета. Работу в музее начал в 2002 г., несколько лет являлся администратором Музейно-выставочного центра музея им. В. К. Арсеньева (ул. Петра Великого, 6). В последующие годы стал старшим научным сотрудником, в 2008 г. - зам. директора по проектной работе ПГОМ им. В.К. Арсеньева. С 2011 г. - директор музея. |
- Главное и фундаментальное для нас новшество - кардинальные изменения на втором этаже, где экспозиции не менялись десятки лет, где экспонаты были «наглухо» вписаны в декорации. Тематика и суть второго этажа остались те же: археология, этнография, история. Но методы подачи экспонатов и организация пространства - иные, подвижные, современные, интерактивные. Например, мы создали кабинет исследователя - помещение образца 19 века, в котором работали ученые, первопроходцы Приморья. Там можно не только рассматривать что-либо, но даже открывать дверцы шкафов, выдвигать ящички, находить самим нечто интересное. И это лишь один пример того, что мы полностью готовы к экспериментам.
- Неужели возможно организовать по-новому музейное пространство там, где оно было неподвижным многие десятки лет?
- Безусловно. Например, гулкие мраморные полы кое-где мы покрыли специально для того, чтобы гасить стук каблуков. Ведь созерцание выставки - тонкий процесс, там важно всё: свет, звук, ощущения… Теперь в нашем музее полностью изменен подход и к рекреационной зоне, а не только к выставочной. Проработано множество мелочей, незаметных гостю музея, но таких, из которых и складывается комфорт посетителей.
- Но у публики всё еще сохраняется стереотип о скучности, «запыленной» консервативности музейных учреждений. Как возможно быстро переломить его?
- Быстрота здесь не стоит во главе угла. Мы имеем твердое намерение изменить, казалось бы, неповоротливый музейный организм. Но делаем это поэтапно. Невозможно закрыться на ремонт и затем открыться полностью и революционно новыми. Зато у нас есть понятная стратегия того, как пошагово, постепенно прийти к современным форматам, сделать музей им. Арсеньева другим.
Посмотреться в зеркало
- Современный музейный зритель в Приморье - кто он?
- По сей день большинство наших гостей - школьники разных возрастов. Мы активно пользуемся тем, что можем дать им то, чего не предусмотрено учебной программой. В то же время мы нацелены сегодня на то, чтобы вернуть в музей поколение 30-летних. Тех, кто вырос в 90-е, когда всем было не до культурно-исторических ценностей. Но это люди Фейсбука и путешествий, люди со стремлением к расширению кругозора, в чём-то уже искушённые и повидавшие мир гораздо больше, чем их родители. Мы ждём их вместе с супругами, детьми, друзьями. В идеале основа нашей публики - гости от 16 до 40 лет, имеющие внутреннюю потребность познавать и впитывать.
- А вдруг публика не готова воспринять всё то, чем сейчас живете вы, музейщики?
- Вот мы и хотим, образно выражаясь, посмотреться в зеркало через восприятие наших посетителей. Мы предлагаем что-то новое, наблюдаем за реакцией, слушаем мнения. Мы готовы к конструктивной критике и постоянным изменениям. Наш музей ведь только в самом начале нового пути.
Из старого чемодана
- Выходя из вверенного вам учреждения вечером, вы оставляете работу «на работе»?
- Вне музея я стараюсь как можно больше общаться с близкими, гуляю, читаю. Но хобби моё связано всё-таки тоже со стариной. Я увлечён собиранием дорожных аксессуаров или, говоря музейным языком, «комплектую культуру дороги». Меня интересует всё, что сопровождало человека в дальнем путешествии: чемоданы, специальная одежда, дорожные наборы, карты, путеводители, билеты, открытки и прочее, в том числе страхи, предрассудки, поверья, легенды, связанные с дорогой. Это самое спокойное и не затратное увлечение из всех, что можно придумать. Половину того, что у меня есть в коллекции, я нашел на помойках, другую купил на «блошинках» и интернет-барахолках.
Почему я увлёкся всем этим? Это всё бабушка и старый фибровый чемодан на антресолях (смеется). Они виноваты. Бабушка до сих пор хранит в том чемодане свой архив, включая письма своих сыновей, ордена и прочие фрагменты жизни. Лет с семи у меня появилось любимое занятие перечитывать, перекладывать что-нибудь в этом чемодане, иногда просто открывать и смотреть. Образ чьей-то жизни, уместившейся в один-единственный чемодан, захватывает меня до сих пор.
- Выходит, вы с детства мечтали работать в музее?
- У меня были иные мечты. Но когда мне было лет шесть, старший брат заинтриговал меня рассказом о таинственной круглой лестнице на втором этаже в старом здании музея (возле Триумфальнйо арки). Мы набирались смелости и, минуя сотрудников, бежали на второй этаж, чтобы суметь хотя бы одним глазком на неё взглянуть. Впечатление было так себе, но сам процесс увлекал. А уже в 19 лет я устроился работать именно в этот музей. И
«таинственной» круглой лестницы досталось мне с лихвой: поначалу при исполнении хозяйственных обязанностей мне доводилось её неоднократно мыть (смеется).
- Однако удивительно, что музей оказался еще и хорошим местом для выстраивания карьеры.
- Музей - это сфера деятельности, в которой может состояться каждый, кто действительно в ней понимает. И любому другому человеку никто не мешает сегодня прийти в музей за карьерой. Но изначально приходил я не за ней. Просто хотел делать работу, которая нужна кому-то, ещё кроме меня самого. Всё остальное сложилось само.