Примерное время чтения: 8 минут
120

Какой-то тёплый дом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Приморье № 39 28/09/2022
Премьера в театре – это всегда событие краевого масштаба.
Премьера в театре – это всегда событие краевого масштаба. / Сергей Кирьянов / Из личного архивa

Чем порадует в юбилейном сезоне ведущий театр Приморья?

Приморскому академическому краевому драматическому театру имени Горького исполняется 90 лет. Этому событию театр посвятил сразу две новые премьеры. В юбилейные дни театр приглашает зрителей познакомиться ближе – со своей почти вековой историей, выдающимися личностями сцены, бесконечными творческими поисками и идеями.

Театр – живой организм, и в начале сезона у зрителей есть возможность познать его изнутри. В подробности посвятил художественный руководитель коллектива «Горьковки», народный артист России, лауреат Национальной премии «Золотая маска» Ефим Звеняцкий.

Связь поколений

– Ефим Семёнович, что лично для вас становится главным в преддверии юбилея театра? Не зря же название нового спектакля - «90 лет - это не возраст»….

– Даты, юбилей – с одной стороны просто цифры. Главное, что мы дожили до этих 90 лет. Сохранили театр, репертуар, артистов. А время, которое мы служим театру, определяется лишь морщинками на лице. Кто-то работает со мной, как с худруком почти 40 лет, другие знают меня еще с актёрского поприща более полувека. Многие ушли. Андрей Присяжнюк, Евгений Шальников, Вадим Мялк. За каждымжизнь, наполненная подвигом служителя Мельпомены. И нам нужно помнить об этом. К сожалению, каждое новое поколение – немного манкруты – люди без памяти. И думают, что именно с них начинается настоящая слава и история театра, как с чистого белого листа. Конечно, это далеко не так.

Мы должны осознать тех, кто был за нами, благодаря кому театр вырос и стал ведущим. Важна связь театральных поколений. У меня есть хорошая традиция и принцип - почти 40 лет я беру в театр выпускников Дальневосточного института искусств. Ребят, которых вырастили в профессии наши лучшие мастера сцены, педагоги. Я хочу, чтобы все понимали, что крепость театра – это его выпускники – заслуженные артисты. И мы все одна семья. Те, кто посещает театр, наши друзья, искренне замечают: «У вас здесь какой-то тёплый дом».

– Чем вы порадуете ваших поклонников и почитателей в юбилейные дни?

– 19-26 октября мы планируем подарить зрителю большую встречу с театром. И если старшему поколению достаточно заглянуть в афишу, чтобы заинтересоваться новым спектаклем, то молодёжи, думаю, будет интересно познать театр изнутри. И мы предлагает любопытному и неравнодушному зрителю экскурсии в театральные мастерские и цеха – бутафорский, столярный, реквизиторский, художественный. Рождение спектакля – всегда загадка, и я уверен, что многим хочется немного заглянуть за кулисы, чтобы узнать об этом что-то новое. Такое погружение в театр – это тоже момент зрительского соучастия.

21 октября в Большом зале театра им. Горького состоится юбилейный вечер – «90 лет - это не возраст!» (12+), где будет много шуток и сюрпризов. А 25 октября (В этот день народный артист России Ефим Звеняцкий отметит 75-летие пройдет мой творческий вечер – прим.ред.) «Один за всех и все про одного!» (12+). Это дань моего уважения к коллегам и зрителям, людям, с которыми я прошел большой путь к осознанию русского психологического театра.

Замечу, что в юбилейные дни в галерее современного искусства «Арка» откроется выставка фотографий Вероники Стахеевой «Магия театра» (12+), она посвящена всем, кто причастен театру - на сцене и за кулисами.

Поверить в себя и зрителя

– 17 и 18 сентября в театре состоялась премьера спектаклячитки «Арсеньев. Расхищению не подлежит» (12+), следующий показ этого спектакля 5 октября. За сценическое время - час с небольшим - вы поставили задачу рассказать самые значимые эпизоды жизни Владимира Арсеньева. Как вы считаете, получилось?

– Мне, как постановщику спектакля об этом очень трудно судить, но аншлаг на премьерных показах и внимание зрителя говорят о том, что мы не зря искали верные интонации, чтобы донести до публики правду. Для меня очень значимо, что Арсеньев при жизни был очень скромным человеком, и нельзя создавать из него идола. Человек-первооткрыватель, отвергнутый властью, со сложной личной жизнью. После его ухода репрессирована вторая жена Маргарита, у дочери Натальи сломанная судьба. Спектакль – это своего рода – покаяние, и я благодарен вдумчивому и понимающему зрителю, который пришёл на премьеру.

Театр открывает 90-й сезон. И, отдавая дань прошлому, с уверенностью смотрит в будущее.

Я задаюсь вопросом - где кроется причина такого интереса к человеку, который родился 150 лет назад? Думаю, что вхождение в исторические моменты жизни Приморья, о которых не ведали – сегодня стало духовной потребностью. Мы начинали эту линию со спектакля «Крейсера», поставленному по роману Валентина Пикуля. Тогда нам открылась пронзительная история, которая случилась в дни русско-японской войны. В целом, и «Крейсера», и «Арсеньев» – автобиографические сюжеты, и язык сцены реализовывает их совсем иначе, чем книга.В этом также заключена необъяснимая магия театра.

– 90-й сезон открылся грандревю «В джазе только девушки» (12+). Вы сознательно ушли в этой постановке от оперетты?

– И от оперетты, и от мелодрамы, получился синтетический жанр с акцентом на эстетику. Как сказал балетмейстер спектакля Анатолий Анищенко, «это канкан, но не тот, который танцуют в кабаре, а сценический». Известный сюжет – но без пошлости и перегибов, я бы не хотел эти некрасивые моменты муссировать, проявлять это на сцене. Я живу во времени театров Эфроса, Ефремова, Товстоногова. И своим принципам не изменяю.

– Верно ли, в этом сезоне в театре поставят спектакль по сюжету оперетты «Сильва»?

– Правда, и его название «Не Сильва. Не оперетта»(12+). Это попытка решить известную историю в несколько ином жанре. Возможно, получится что-то близкое к рок-опере, впрочем, не буду заранее раскрывать все секреты.

С другой стороны, оперетта, театр музыкальной комедии - исторически любимы во Владивостоке. Вспоминается советское время, театр во дворце имени Ленина, где ставили прекрасные оперетты на народные сюжеты с большим оркестром. И как открылся народный театр под руководством декана театрального факультета института искусств Сергея Захаровича Гришко… Неплохо бы сегодня культуре Владивостока развиваться в этом направлении.

– Нельзя не заметить, как стремительно продвигается ваш проект «Народные театры Приморья». Артём, Арсеньев, Дальнегорск. На очереди – Спасск-Дальний.

– И в начале октября в народном театре Спасска пройдёт кастинг актёров. Нужно сказать, что идею народных театров поддержал губернатор Олег Николаевич Кожемяко, благодаря ему у нас есть дополнительное финансирование.

Сегодня пионер в этом проекте – Артёмовский театр – выпустил две постановки, и вот недавно они снова набрали 17 новых народных актёров – такая популярность театра в городе. Я рад, что удалось открыть народный театр в северном Дальнегорске, где на прослушивания собралось большинство женщин, этим и обусловлен выбор дебютной пьесы - «8 любящих женщин». Кто только не мечтает быть артистом – рабочие, врачи, юристы и даже школьники. Помню, как глава Дальнегорска не поверил, что за 500 километров от Владивостока на сцене дворца Химиков самодеятельные актёры станут репетировать полноценный спектакль. Это была феерия!

И я не пою дифирамбы, это всё происходит в реальности. Следующий народный театр мы планируем открыть в Славянке, там, где родилась наша актриса Наталья Овчинникова. Идёт разговор о Кавалерово, о Дальнереченске. И я верю, что история народных театров – долгоиграющая, успешная. Хочется отметить главных энтузиастов проекта – режиссёровпостановщиков, актрис театра Горького Яну Мялк и Марину Волкову.

– Какие ещё премьеры ожидаются в новом сезоне?

– Это новогодняя сказка «Щелкунчик» (6+), её уже репетирует народный артист России Александр Славский. Отмечу, что над костюмами, светом, оформлением волшебного спектакля работает профессиональная команда из Москвы. Премьера сказки состоится 24- 25 декабря. А режиссёр Сергей Руденок поставит спектакль по пьесе Николая Островского «Бешеные деньги».

В планах и постановка спектакля «Босиком по снегу» по пьесе Елены Исаевой и Ольги Михайловой. История, рассказывающая о судьбе советской певицы Лидии Руслановой. Она пережила революцию, гражданскую и Отечественную войну, прошла лагеря и познала невероятную зрительскую любовь

Признаюсь, невероятно трудно планировать спектакли на год вперёд. В связи с этим хочется пожелать всему коллективу театра – здоровья, внешнего и внутреннего благополучия. Стабильности и внутренней веры в себя. Тогда и зритель поверит в то лучшее, что мы стараемся ему донести.

Кстати

Театр им. Горького возник на базе Владивостокского городского драматического театра, первые спектакли которого: «Страх» А. Афиногенова, «Улица Радости» Н. Зархи, «Разлом» Б. Лавренёва, «Егор Булычёв и другие» М. Горького.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах