Примерное время чтения: 8 минут
57

Уже не дети

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Приморье № 30 27/07/2022
Спектакль или игра со зрителем?
Спектакль или игра со зрителем? / Игорь Кирсанов / Из личного архивa

Фестиваль «Метадрама» обратился лицом к подросткам

Тихоокеанский Международный фестиваль современной драматургии «Метадрама» прошёл во Владивостоке в четвёртый раз. Это событие всегда оставляет свежие впечатления о новаторских работах драматургов, которые живут на далёком расстоянии друг от друга. Участники «Метадрамы» приехали из Москвы, Санкт-Петербурга, Магадана, Хабаровска, Твери.

Другие пространства

Организатор масштабного культурного мероприятия – Приморский драматический театр молодёжи. По сути, фестиваль «Метадрама» привил зрителю Владивостока вкус к таким жанрам, как читка, эскиз, перфоменс. Когда со сцены актёры читают текст пьесы, написанной буквально вчера, или делают лишь небольшие намёки на декорации и костюмы. Облегчённый вариант постановки позволяет выйти из заданных рамок, проявить фантазию, импровизировать.

– Задача фестиваля - приблизить публику к современной драматургии и услышать мнения, какие постановки люди хотят видеть в театре, – говорит приморский драматург, стоявшая у истоков «Метадрамы», Виктория Костюкевич. – Интернет переполнен новыми пьесами, но не каждый человек найдёт время разобраться в потоке информации. Кроме того, до театров Владивостока произведения западных писателей и драматургов доходят нескоро, да и местным авторам пробиться нелегко. Но благодаря «Метадраме» появилась возможность представить зрителям большой срез разнообразной драматургии. Читка, эскиз – жанры, не требующие особой подготовки, хотя и нельзя назвать их простыми.

Каждый год фестиваль расширяет пространство. Площадкой для общения со зрителем может быть не только сцена, но и фойе театра, амфитеатр на Набережной, галерейные залы, автобус, остров Русский. На этот раз открытие «Метадрамы» вылилось в яркий, веселый, бесшабашный городской праздник – и перфоманс, и карнавальное шествие, и нечто другое, объединяющее поклонников современного театра. Зрителей у входа в театр встретили клоуны, актёры в масках и на ходулях. Актёр и режиссёр Иван Синицын с балкона второго этажа прочитал манифест о свободе творчества, эффектно спрыгнув вниз. Шествие продлилось до Спортивной набережной, где гостей ждал еще один сюрприз – огненное шоу.

– Мы комфортно чувствуем себя в музее имени Арсеньева, в Артэтаже, на набережной, – говорит художественный руководитель театра молодёжи Павел Макаров. – В этом году в связи с ремонтом большого зала площадкой «Метадрамы» стал зал театрально-концертного комплекса «Андеграунд» ВГУЭС, а шествием-открытием мы подарили нашему зрителю незабываемый праздник. В этом году программа фестиваля была адресована подросткам, впервые у нас появились работы «6+».

Терапевтический эффект

Участником фестиваля стал один из признанных драматургов страны Алексей Житковский, приживающий в городе Нижневартовске. Именно он написал пронзительную и близкую к реальности пьесу «Горка» о сумасшедших буднях детского сада, поставленную и в приморском театре. На «Метадраму» он предложил оригинальную идею – собрать обычных подростков Владивостока и поговорить с ними о будущем. За неделю драматург и ребята 14-18 лет создали пьесу про завтрашний день, в котором им предстоит жить. В финале состоялась читка с последующим обсуждением.

– Самое важное, что наступает после – это обсуждение из зала, и оно никогда не бывает ровным и скучным. Каждый человек может поделиться своим мнением по поводу только что увиденного, – отметил директор театра Игорь Селезнев.

Фестиваль посетил известный режиссер Филипп Буревич, он ставит спектакли в «Гоголь-центре», «РАМПе», «Современнике», театре имени Маяковского. На «Метадраме» он работал с нашими артистами, представив эскиз «Море. Звезды. Олеандр» по пьесе драматурга Марии Малухиной.

– Она написана с огромным уважением к любой девочке, которой очень непросто в нашем огромном и страшном взрослом мире, – подчеркнул Филипп Буревич, говоря о терапевтическом эффекте будущей постановки.

Интересную идею в эскизе привезла на фестиваль московский режиссёр Ирина Михейшина со своим авторским театром. Работа называется «Отцы. Невыдуманные истории» и состоит из нескольких монологов актёров, рассказывающих о собственных отцах. В монологах нет масок, нарочитой наигранности.

Метадрама получилась по-настоящему искренней, исповедальной. Эмоции зашкаливали.

Поразил воображение зрителя и спектакль-сторителлинг «Голос северного сияния» Магаданского музыкального и драматического театра в постановке московского режиссёра Радиона Букаева. В спектакле заняты представители трёх народов: русская Светлана Кузнецова, эвен Семен Губичан и коряк Анатолий Сорокин (ПетропавловскКамчатский), звучат три языка - русский, эвенский, корякский (алюторский диалект).

Стоит отметить социальную роль этого культурного мероприятия. Известно, насколько непросто сладить с подростками – и дома, и в школе, как трудно понять их запросы, язык, увлечения. Большинство пьес, представленных на Метадраме, ломают шаблоны, сложенные взрослыми о подрастающих детях, обращаются к глубоким психологическим проблемам. Отдельная тема – современная подростковая литература – кто пишет пьесы для тинейджеров и о чём они? В рамках фестиваля прошла лекция театрального критика, обозревателя театра кукол и театра для детей, эксперта фестиваля «Золотая маска» Анны Казариной «Театр vs Подростки. Зачем они нужны друг другу и о чём могут говорить?». Эксперт подняла особенно острую проблематику. А главный вопрос лекции – о месте молодого зрителя в современном театре для «молодёжки» никогда не перестанет быть актуальным.

Что такое театр?

Интересную программу на фестивале «Метадрама» показали и режиссёры Приморского драматического театра молодёжи. Иван Синицын – главный герой открытия-перфоманса – представил ещё и спектакль-концерт «Нам есть что сказать» – слоган каждого молодого поколения. Главная мысль постановки – почему люди обрастают толстой кожей и забывают, что были детьми? Иван Синицын выступил режиссёром эскиза «Василиса» – истории о взрослении девочки-кентавра в жанре роудмуви (в переводе – фильмпутешествие), пути познания в мистическом мире, связанном с памятью предков.

В фестивальные дни была показана громкая драматическая премьера этого года – «Войцек» режиссера Антона Шефатова. Им же подготовлен эскиз «Уже не дети» на тему наведения «мостов» между детьми и взрослыми.

Еще один любопытный проект – спектакль «Где здесь я?» Тверского ТЮЗа, который поставил Павел Макаров.

– Это взгляд на современного подростка с точки зрения мировой классики, – пояснил режиссёр. – Задача – узнать, есть ли общее между подростками прошлого и настоящего?

Стоит сказать, что билеты на все мероприятия фестиваля были раскуплены заранее. Были и бесплатные мероприятия. Афиши манили интригующими названиями. Так, режиссёр Герман Авеличев представил зрителю читку по пьесе Алексея Житковского «Девочка с головой волка». По сюжету, научные сотрудники ловят в лесу волчонка для эксперимента. Операция по пересадке головы волка человеку проходит успешно, получается девочка по имени Оля, которую тщетно пытаются внедрить в социум. Как выжить волку в человеческом мире? И как благие намерения способны завести в ад? – вот постулаты пьесы.

Стоит сказать и о самом неформатном участнике фестиваля – Дмитрии Крестьянкине – и его «Плохом театре» со спектаклем «Квадрат». Он повествует о поколении 90-х и даёт возможность зрителям вырваться в игровое пространство и потанцевать вместе с актёрами под хиты 90-х.

– В «Плохом театре» нет чётких правил, – считает куратор фестиваля Мария Скударнова. – Это личная история, рассказанная обычными людьми. А зрители смеются и плачут, видят в ней самих себя.

– Каждый раз все больше зрителей старается посетить все мероприятия Метадрамы, – добавила куратор. – Тогда в полной мере ощущается смысл фестиваля. Зритель готов впитывать в себя больше информации, приходить в разные пространства. Запомнилось, как коллеги из Твери выступили в галерее современного искусства Артэтаж. Потряс вопрос зрителя – а что такое театр вообще? Все мы удивились и серьёзно задумались. Участники «Метадрамы» общаются, дружат, для меня очень ценно. Фестиваль – это люди!

– Ни один зритель не ушел равнодушным! – подвёл итоги фестиваля директор театра молодёжи Игорь Селезнев. – «Метадрама» получилась понастоящему искренней, исповедальной. Хочу отметить режиссёров нашего театра – работы Антона Шефатова, Германа Авеличева, Павла Макарова, Ивана Синицына.

Мероприятие прошло при поддержке правительства Приморского края, Министерства культуры и архивного дела.

Кстати

Павел Макаров – художественный руководитель театра молодёжи с апреля 2022 года. Он окончил театральный факультет Дальневосточной государственной академии искусств и режиссёрский факультет РУТИ- ГИТИС. Его режиссёрский дебют на сцене молодёжки – «Горка» по пьесе Житковского. Ставил спектакли для других театров страны. Лауреат театральных премий, вошёл в список «Перспективных российских режиссёров» по версии театра «Электротеатр Станиславский» 2019 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах