104

Верный тон живописи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Приморье № 21 20/05/2020
Творчество Шебеко неразрывно связано с Приморьем.
Творчество Шебеко неразрывно связано с Приморьем. © / Фото из семейного архива М. ХОЛМОГОРОВОЙ / АиФ

100-летний юбилей как повод задуматься о будущем

20 МАЯ 2020 ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ СТО ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА-ЛЕГЕНДЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА КИРИЛЛА ШЕБЕКО.

Накануне в Приморской картинной галерее состоялось онлайн открытие выставки работ Кирилла Шебеко,  в экспозиции  - 21 картина. О том, как рождалась выставка, какие цели ставили перед собой организаторы, и какие открытия для себя сделали, рассказала кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе Приморской краевой картинной галереи Наталья ЛЕВДАНСКАЯ.

 

Он вырос в таёжном селе, воевал, а во Владивосток приехал по распределению из Ленинграда, имея за плечами академическую художественную школу. Профессор, почётный гражданин Владивостока, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент Российской академии художеств. Один из самых почитаемых и значительных художников региона. Заслуги и регалии можно перечислять бесконечно долго, но ничего, кроме картин, не даёт полного представления о силе, красоте и самобытности творчества мастера.

ШКОЛА ЖИЗНИ

– Наталья Андреевна, для вас как для куратора выставки в чём заключается её главный смысл?

– Я много лет работала рядом с Кириллом Ивановичем. Были встречи, события, совместное участие в комиссиях и выставках, частные разговоры – но по-настоящему мне так и не удалось к нему приблизиться. Не пришлось ранее заниматься его творчеством, готовить его выставки. Постепенно сложился отвлечённый образ художника, которого принято уважать, преклоняться перед его авторитетом.

 Но не зря говорят, большое видится на расстоянии… Понять и прочувствовать масштаб личности и таланта Кирилла Ивановича душой я смогла только сейчас, когда, готовя выставку, внимательно просмотрела все хранящиеся в галерее работы. Почитала внимательнее исследования о нём искусствоведа Виталия Кандыбы. Неожиданно я узнала о Шебеко многие любопытные детали из воспоминаний художников, вошедших в сборник, который готовится сейчас к печати. Можно сказать, что этот год для меня стал открытием большого художника и очень интересного человека.

– Какие повороты судьбы оказали влияние на становление Шебеко?

 – У него была серьёзная школа жизни, почерпнутая из сельского, я бы сказала, таёжного воспитания (Кирилл Шебеко родился в селе Циммермановка Хабаровского края – прим. Ред.). В 1940 году 20-летним юношей он был призван в армию, в 41-м первым эшелоном с Дальнего Востока отправился на фронт. Был тяжело ранен, получил инвалидность второй группы, много времени провёл в госпиталях, а в 43-м демобилизован. Во Владивосток приехал из Ленинграда по распределению после окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в 1950-м году. Тогда в нашем городе было мало профессиональных художников, и Шебеко оказался в центре событий. Он серьёзно взялся за выполнение обязанностей, успешно совмещая творчество и преподавательскую деятельность.

Такого количества выставок, как у Шебеко – от городских до всесоюзных, зарубежных – не было ни у кого. Это стало возможно благодаря фантастической работоспособности художника. Не было дня, чтобы он не писал. Ставил задачу-минимум – поработать над несколькими холстами, а к вечеру оформить в раму одну из картин. От этого плана не отходил никогда, несмотря на жизненные обстоятельства. Представляете, какая сила воли? Поэтому ему удалось оставить после себя обширное творческое наследие. Его картины хранятся в разных музеях, коллекциях страны и мира.

НАШ, ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ

– Как формировался своеобразный художественный стиль Шебеко?

– В коллекции Приморской картинной галереи – 50 живописных и графических работ, по большей части 1970-х – периода творческой зрелости мастера, которого уже узнавали по почерку. С самого начала ему был близок жанр пейзажа. В ранних работах он выступает последователем ленинградской академической школы, и они, безусловно, хороши, талантливы. Молодой художник послушно следует за природой, выбирая верный тон живописи.

– Повлияло ли на его творчество время оттепели, 60-е годы?

– Конечно, ведь стало больше свободы для самовыражения. И тогда Шебеко наконец смог пойти в своих исканиях от собственных образов, сложившихся в его душе в результате осмысления визуального впечатления от реального природного мотива. Так рождались неповторимые монументальные образы дальневосточной природы. В этом художнику помог накопленный мировым изобразительным искусством опыт: не только академической живописи, передвижничества, но и импрессионизма, фовизма. Яркий пример – картины «Богатства севера», «Осенний хоровод», «Северное сияние», «Море» –очень близкие к импрессионизму, когда колорит рождается на холсте, из сочетания чистых красок, а не смешением их на палитре.

– Почему он позиционировал себя именно дальневосточным художником?

– Кирилл Шебеко был одним из первых, кто двинулся с этюдником по просторам Дальнего Востока. Командоры, Чукотка, Камчатка, Сахалин, Курилы… Дальневосточные пейзажи принесли ему широкую известность, они и составили основу выставки.

Какие завораживающие, чудесные просторы открыл нам художник! Дух захватывает от планетарных перспектив земли дальневосточной в его панорамных пейзажах. Такие работы, как «Чукчи вышли в море», «На севере дальнем», производили незабываемое впечатление на республиканских выставках, являясь результатом освоения территории, визуальный образ которой ранее практически не был известен большой стране. Чтобы верно отобразить Север, Шебеко понадобилось расстаться с главными принципами академической живописи, взять на вооружение мировоззрение, технические приёмы чуждых соцреализму стилистических течений Западной Европы и России рубежа XIX–XX веков. Он это сделал и победил!

– Вы говорили о его любви к пейзажам, а на память приходят картины с изображением людей труда – рыбаков, пограничников.

– Таких работ гораздо меньше. Единственная в экспозиции сюжетно-тематическая картина К. И. Шебеко – «Первый патруль на Чукотке». Портрет в экспозиции тоже только один – «Байрачный И. С.»; никто, к сожалению, не знает, кто такой Байрачный – мужчина в ватнике, шапке-ушанке, изображённый в профиль на фоне серого пасмурного неба. Перед нами, прежде всего, образ сильного человека, привыкшего к противостоянию суровой природе Севера.

Интересно, что в натюрмортах художник сосредоточивает внимание непосредственно на «героях» сюжета: в «Калине красной» повсеместно распространённую калину Шебеко «приписывает» к Приморью, выстроив шеренгой на переднем плане чайный сервиз родом со Спасского керамического завода. К слову, в фондах галереи есть шебековский «Автопортрет», на котором мы видим стену мастерской, завешанную картинами, а в правом углу – маленькую сгорбленную фигурку художника. Совершенно соответствующий действительности образ! Так что, хоть и был жанр пейзажа главным для Шебеко, в любом другом он, если брался, достигал высоких результатов, любая творческая задача была ему по плечу!

– Как Кирилл Шебеко относился к молодому поколению художников?

– Дело в том, что Кирилл Иванович играл очень важную роль в Дальневосточном институте искусств и в Приморском отделении Союза художников РСФСР. Он оказывал влияние на судьбы не только прямых своих учеников. За многие годы мне приходилось слышать от художников диаметрально противоположные мнения о Шебеко: кому-то он препятствовал в приёме в Союз, не допускал к выставкам, а кто-то очень высоко его оценивает и преклоняется перед ним до сих пор. Представляется, что художник очень хорошо разбирался в людях: тех, кто сам был не слишком в себе уверен, он преследовал, а тех, кто мог оказать сопротивление, – уважал. Может быть, я не права...

– Сегодня, пока продолжаются ограничения по массовым культурным мероприятиям, возможно посмотреть выставку онлайн?

– На нашей странице в «Фейсбуке» – https://www.facebook.com/primgallery/ – есть сюжет открытия выставки. Он начинается с небольшого официального вступления, а затем наши сотрудники сняли каждую из картин отдельно, работы можно близко и хорошо рассмотреть, получив о них полное представление. Появится на сайте и моя авторская виртуальная экскурсия по выставке. Телевидение сняло несколько сюжетов о выставке в Парадном зале и в Союзе художников. Набрав в поисковике «Великая Победа. II межрегиональная выставка», каждый сможет найти и посмотреть видеоматериалы о нашем проекте.

 Надеемся, что карантин закончится раньше 14 июня – срока завершения выставки – и наши посетители смогут прийти и увидеть проект воочию. Всё-таки Интернет не может заменить живое общение с произведениями искусства.

Места с картин К. Шебеко узнаваемы и сейчас.
Места с картин К. Шебеко узнаваемы и сейчас. 

Досье

Наталья Андреевна Левданская

Родилась во Владивостоке

Образование: Дальневосточный госуниверситет, русская филология;

Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, искусствовед

Учёная степень – кандидат искусствоведения. Тема диссертации: «Изобразительное искусство Приморья конца XX – начала XXI веков: неомодернистские и постмодернистские тенденции».

 

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах