85 лет исполнилось в этом году Тихоокеанскому симфоническому оркестру
ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ОН НАХОДИЛСЯ В ВЕДЕНИИ РАДИОКОМИТЕТА, А В ТРУДНЫЕ «НУЛЕВЫЕ» ГОДЫ ЕГО ПОСТОЯННЫМ ДОМОМ СТАЛА ПРИМОРСКАЯ КРАЕВАЯ ФИЛАРМОНИЯ. ЗА ПОСЛЕДНИЕ СЕМЬ ЛЕТ ОРКЕСТР ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ДИРИЖЁРА, ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РФ АНАТОЛИЯ СМИРНОВА ПОДНЯЛСЯ НА НОВЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ.
Коллектив принимает участие в региональных, российских и международных музыкальных фестивалях, значимых для края культурных событиях, ведёт активную гастрольную деятельность. И пока для культурных учреждений продолжается режим карантина, на филармонической странице Youtube и личной странице дирижёра можно познакомиться с лучшими выступлениями оркестра. Особенные концерты названы «Блокнот ТСО-85».
РЫВОК ИЗ КРИЗИСА
Торжественный юбилейный концерт Тихоокеанского симфонического оркестра должен был состояться 29 мая. К сожалению, планам не суждено сбыться. Однако дирижёр Анатолий Смирнов и 70 оркестрантов не пали духом, перейдя на режим домашних индивидуальных репетиций и проведя ревизию того, что удалось сделать за несколько ярких лет. Появилась возможность познакомить слушателей с редкими записями концертов в онлайн.
Анатолий Смирнов приехал из Волгограда в Приморье в 2014 г., возглавив оркестр в объявленный в России Год культуры. Пришёл в сложную обстановку: не хватало музыкантов, многие ушли работать в открывшийся театр оперы и балета. Из 70 человек осталось чуть более 30. За короткое время удалось восстановить штат коллектива, сделав ставку на молодых музыкантов. Новые инструменты, обновление филармонии после капитального ремонта – всё это стало хорошей базой для рывка из кризиса. Симфонический оркестр явился оплотом двух крупнейших музыкальных фестивалей региона – «Фестиваля культуры стран АТР» и «Дальневосточной весны».
Первым прорывом в гастрольной деятельности стал мощный концерт на большой сцене провинции Хэйлунцзян в 2017 г. А в 2019-м в рамках фестиваля культур стран АТР оркестр провёл большое гастрольное турне Владивосток – Япония – Южная Корея. Музыканты успешно выступили на крупнейшем оперном фестивале в Сеуле, сыграв оперы «Богема», «Травиата». Сегодня часть уникальных выступлений коллектива выложена в интернет. Интересны они ещё и тем, что сопровождаются рассказом музыковеда Натальи Мищенко.
– Четыре страны – Китай, Корея, Япония и Россия – постоянные участники фестиваля, – отмечает дирижёр Тихоокеанского симфонического оркестра Анатолий Смирнов. – Классика – основное направление филармонии, она представлена богатым репертуаром. Наши соседи играют классические произведения на высоком европейском уровне.
ОТ КЛАССИКИ ДО ДЖАЗА
На просторах интернета можно найти и самые яркие моменты фестиваля «Дальневосточная весна». Вспомнить, как оркестр выступил в 2019 г., в Год театра в России, представив два взгляда на трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Один из видеосюжетов посвящён уникальному проекту «Музыкальные экскурсии с мадам Галецкой». Наталья Кривицкая в образе дамы дореволюционных лет знакомит не только с обстановкой филармонии, но и со своими коллегами-инструменталистами, которые выступают в сопровождении оркестра.
Поклонникам оркестра на оставшееся время карантина скучать не придётся. У коллектива – богатый репертуар и много записанных концертов. Так, в 2019 г. на разных площадках были сыграны 52 концертные программы, премьеры проходили почти каждую неделю.
– Как раз перед уходом на карантин мы окончили играть цикл симфоний Моцарта, – говорит Анатолий Смирнов. – Сыграли последнюю, 41-ю симфонию, а после все культурные заведения закрылись.
В копилке оркестра – шедевры Чайковского, Бетховена, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. Кроме классики – произведения современных композиторов, в концертах звучала даже музыка из голливудских кинофильмов. В прошлом году Тихоокеанский симфонический оркестр впервые принял участие в Международном джазовом фестивале, представив публике проект германского мультиинструменталиста Себастьяна Студницкого.
– Джаз построен на импровизации, а мы, классики, играем строго по нотам, – улыбается руководитель коллектива. – Соединение жанров и подходов стало весьма любопытным экспериментом.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Запомнился концерт оркестра в 2018 г., посвящённый 80-летию края. В качестве дирижёра тогда выступил легендарный приморский композитор, заслуженный деятель искусств России Александр Гончаренко. Гончаренко – ровесник Приморью, он родился в 1938 году.
– Здание филармонии преобразилось, в симфонический оркестр пришло много молодых талантливых музыкантов, – отметил композитор.
А в 2018 г. на филармонической сцене прошла мировая премьера Военно-морской симфонии «ВАРЯГ» кипрского композитора Мариуса Элиа. Автор произведения стал настоящим другом приморских музыкантов и всего Приморского края.
– Важны для оркестра и гастроли по краю, – добавил Анатолий Смирнов. – В рамках тура «Мастера искусств – жителям Приморья» проходят концерты во многих муниципальных образованиях. Во дворцах культуры – всегда полные залы, публика благодарная, доброжелательная.
Стоит отметить и просветительскую миссию оркестра. Большой популярностью пользуется программа «ТСО – детям». Анатолий Смирнов ищет таланты по всему краю. Концерт, где начинающие музыканты играют в сопровождении оркестра, проходит в рамках фестиваля «Дальневосточная весна».
– Отличная региональная история, – сказала директор филармонии Анна Алеко. – Фестиваль даёт возможность выступить ребятам наравне с профессионалами на престижном форуме.
Подробно познакомиться с деятельностью оркестра-юбиляра можно на двух страницах Youtube – Приморской филармонии и личной – Анатолия Смирнова. Тем временем музыканты с нетерпением ждут выхода в свет, готовя своим поклонникам ряд новых программ.
– Я стараюсь создать комфортные условия для работы с музыкантами, чтобы талант каждого раскрывался во всей полноте, – заключил дирижёр. – Моя задача – поддержать и дать свободу.
Он признаётся, что не все концерты выкладывает в интернет. С каждым годом качество исполнения растёт, и бывает, что прежние выступления уже не соответствуют нынешнему уровню. И это тоже повод для оптимизма. Всё лучшее, как говорится, впереди.
Врез:
В 2019 году были сыграны 52 концертные программы, премьеры проходили почти каждую неделю.