В разгаре – ОГЭ и ЕГЭ. Как говорят умудрённые опытом люди, успех не всегда можно запрограммировать, даже отличной учёбой. Иногда на помощь школьникам приходит везение, но могут быть и сюрпризы, и тогда результат будет ниже прогнозируемого. Главное – остаться сохранным и не сломать психику, это дороже самых высоких баллов. Эксперты подчёркивают, как важно для каждого ребёнка его окружение. Советы могут показаться родителям кощунственными, например – оставить чадо в покое.
Вопрос жизни и смерти?
Конец мая, 2025 год. В одной из школ Владивостока проходит ЕГЭ по географии. Парнишка стоит за углом, задумчиво-равнодушно смотрит вдаль.
– К экзамену готов? – спрашиваю.
– Да не сильно.
– Совсем не учил?
– Нет, почему, вчера пробники порешал.
– А до этого?
– Не особенно.
Родительские чаты и группы разрываются от негатива.
«Дочь – круглая отличница – готовилась из последних сил и вдруг сдала экзамен на «тройку», и рядом с ней – двоечник, тоже получил «удовлетворительно». Как это понимать? Где справедливость?» – возмущается мама выпускницы. Одни восхищаются умением «лоботряса» то ли списать, то ли выкрутиться баз лишнего стресса, вторые советуют родительнице подавать в суд на «ушлого мальчика».
Там девочка рыдает над задачей по математике, тут мальчик падает в обморок от задания по физике, которого не должно быть. В минздраве по Приморскому краю заверили – экзамены проходят без эксцессов, никого на «скорой помощи» из ППЭ не забрали. Дети по-разному реагируют на испытания. Одни – легко, другие – с надрывом. Вторых, по мнению психологов, немало.
«Страх, тревога, опасение, нервное напряжение, за которыми могут последовать нервные срывы, панические атаки, доходит и до критических моментов. Нарушается соматика – у ребёнка возникают тошнота, выраженные головные боли, почечные колики – большое количество стресса, когда вырабатывается много гормона кортизола. Конечно, это не про всех – есть дети более устойчивые, кто не хочет заморачиваться и минимизирует свой стресс», – комментирует семейный психолог Екатерина Кольцова.
А сообщения в Сети продолжают пугать – сдача экзаменов порой заканчивается суицидом. Ребёнок расстался с жизнью, потому что разочаровал (расстроил, не оправдал ожиданий) родителей. И у него нет будущего.
«К сожалению, многие взрослые склонны придавать экзаменам сверхзначимость и сверхценность, – говорит врач-психотерапевт, главный врач Краевой клинической детской психиатрической больницы Анастасия Горохова. – Когда своевременная сдача и максимально высокие баллы ОГЭ и ЕГЭ приравнены к единственно успешному будущему чада. Как следствие дети с высоким уровнем ответственности и тревожности погружаются в депрессивное состояние. Вместо активности мы получаем ступор, инициированный приставкой «сверх». Экзамен – только этап жизни, а не вопрос жизни и смерти!»
Специалисты в области здоровья детства единодушны – ситуация нагнетается учителями и родителями заранее. «Не сдадите экзамен – куда вы пойдёте?! Полы мыть!» Мальчиков запугивают армией и так далее. В итоге стресс становится хроническим.
«Доходит до серьёзных депрессий, попыток самоповреждения, – дополняет Анастасия Горохова. – Родителям нужно знать порог уязвимости своих детей. Одно дело сказать, что «расстроился из-за «тройки» по ЕГЭ», совсем другое «ты – неудачник!». Ведь всё решается, только путь к мечте может быть чуть извилистее! Но он остается Путём».
Пить, есть, спать, двигаться
«Как тут справиться с эмоциями?! – негодует Екатерина Кольцова. – Необходима родительская поддержка, элементарные, но искренние слова: «Ты справишься», «Я в тебя верю», «У тебя – хорошие ресурсы». Подросток может отнестись скептически, мол, родители меня успокаивают. Но где-то на подсознании, на подкорке рождается мыль – «Я справлюсь». Вместо этого «Как я боюсь!».
Начальник управления по работе с муниципальными учреждениями образования Владивостока Максим Кильчевский сообщил о том, что психологически подготовить ребёнка к сдаче экзамена – задача как родителей, так и педагогов.
«ЕГЭ или ОГЭ – этап, который необходимо преодолеть на пути к взрослой жизни. В школах, где есть психологи, проводятся тренинги, обучающие тому, что уверенность в своих силах приносят знания, что экзамен – это не страшно!
Надо понимать: весь процесс экзамена проходит открыто и прозрачно, никто никого не настроит плохо. Создаются максимально комфортные условия для всех детей», – заверил собеседник.
При этом строгий контроль за пунктами проведения экзаменов оправдан фактором безопасности прежде всего самих детей.
Но о подготовительном периоде говорить уже поздно. Как не дойти до срывов здесь и сейчас, выдержать экзаменационную гонку? Стоит ли грызть гранит науки накануне сдачи? Мнения расходятся. Одни эксперты выступают за разумный режим повторения предметов, не забывая об отдыхе.
«Экзамены длятся почти месяц, важно не сойти с дистанции раньше времени. Часто ко мне на консультацию приходят старшеклассники со словами: «Я устал, больше не могу, как заставить себя заниматься?!» Выясняется, что многие просто не дают своему организму восстановиться перед следующим испытанием», – высказывается педагог-психолог высшей категории из Санкт-Петербурга Инга Горбунова. Специалист настоятельно рекомендует детям задать себе несколько вопросов.
«Когда вы в последний раз пили воду? Вода восстанавливает баланс. Когда вы в последний раз ели? Если больше 2–3 часов назад, стоит перекусить. Когда вы в последний раз двигались? Гулять необходимо ежедневно, лучший вариант – активные игры на свежем воздухе. Сколько вы в последний раз спали? Если не более 6 часов, то все решения отложите до момента, пока не выспитесь», – советует Инна Горбунова.
С медикаментами не шутить
А Екатерина Кольцова полагает, что часто за нежеланием готовиться (прокрастинацией) стоит серьёзная причина.
«Человек представляет себе впереди большой объём работы, который нужно сделать на «отлично». И он боится не справиться, поэтому делает всё, чтобы отодвинуть подготовку. Есть недостаток мотивации, которую уместно закладывать на начальных этапах школы – учиться интересно. Можно ли за неделю попытаться изменить ситуацию? Нет. Тогда за несколько дней до экзамена лучше взять паузу, тишину», – добавляет психолог.
«С медикаментами на экзамене лучше не шутить, – включается в разговор руководитель общественной организации «Колыбель» Елена Волошина. – 11-классники рассказывали – родители давали им перед экзаменом седативные лекарства, а ребята не могли сфокусироваться на заданиях. Принимать препараты можно только по рекомендации врача.
«Это всего-навсего формальный экзамен, – предостерегает доктор психологических наук, профессор Илья Слободчиков. – Проходные баллы ЕГЭ важны для поступления в вуз, но, поскольку они не отражают реальной ситуации со знаниями и способностями ребёнка, именно так к ним и надо относиться. Постарайтесь пройти ЕГЭ без эмоциональных вложений. Есть пересдачи, есть выбор из пяти вузов, куда можно подавать документы. Не нагнетайте!»
«ЕГЭ – это не та ситуация, которую стоит воспринимать со звериной серьёзностью», – считает Илья Слободчиков. Любой результат не должен сделать ребёнка менее любимым, менее счастливым, менее перспективным».