В период эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 государственное учреждение «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» напоминает гражданам о правах и обязанностях в системе обязательного медицинского страхования, о порядке получения медицинской помощи.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
В нашей стране все граждане, кроме военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц, застрахованы в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) и должны иметь полис ОМС. Полис необходим для того, чтобы вы могли получать медицинскую помощь бесплатно на территории субъекта проживания - в объеме, утвержденном территориальной программой ОМС, а на остальной территории страны в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС.
В системе ОМС у застрахованных лиц есть права и обязанности. Застрахованные граждане имеют право на:
- бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая (в системе ОМС страховой случай - это заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, требующее оказания медицинской помощи);
- выбор и замену страховой медицинской организации (СМО). При этом замена осуществляется один раз в год не позднее 1 ноября, либо чаще при изменении места жительства (субъекта РФ);
- осуществлять выбор СМО по новому месту жительства в течение 1-го месяца в случае изменения места жительства (субъекта РФ) и отсутствия СМО, в которой ранее был застрахован гражданин.
- выбор медицинской организации из числа медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС;
- выбор врача путем подачи заявления на имя руководителя медицинской организации (с учетом мнения врача);
- защиту прав и законных интересов в сфере ОМС.
Кроме прав у граждан есть обязанности в сфере ОМС.
Застрахованные лица обязаны:
- предъявлять полис ОМС и документ, удостоверяющий личность, при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
- уведомлять СМО об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
По полису ОМС застрахованным гражданам предоставляется:
- первичная медико-санитарная помощь (включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний; медицинскую реабилитацию; наблюдение за течением беременности; формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения);
- специализированная медицинская помощь (в том числе высокотехнологичная);
- скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации).
Первичная медико-санитарная помощь может быть плановой, экстренной и неотложной.
Экстренная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях и жизнеугрожающих состояниях, а неотложная – при внезапных острых заболеваниях, но без угрозы жизни. Для получения экстренной и неотложной медицинской помощи пациент или его родственники обращаются в медицинскую организацию (поликлинику) лично или вызывают врача на дом, в том числе и «скорую» помощь.
Для получения плановой медпомощи необходимо записаться на прием к врачу. Это можно сделать лично в регистратуре или инфомате в поликлинике, по телефону, а также с использованием сети «Интернет» (через порталы «Госуслуги» или www.er25.ru).
В настоящее время плановая медицинская помощь на территории Приморского края оказывается с учетом неблагоприятной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Во всех поликлиниках проведено зонирование территории на плановую и экстренную части для исключения пересечения потоков больных. На входе в медучреждения действует строгий масочный режим, в обязательном порядке всем пациентам измеряют температуру бесконтактным методом. Плановый прием больных ведется строго по записи с целью недопущения скопления больных и соблюдения социальной дистанции.
Специализированная медицинская помощь в плановой форме предоставляется в условиях круглосуточного и дневного стационара. Для решения вопроса о госпитализации необходимо обращаться в свою поликлинику прикрепления к лечащему врачу.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ЗАЩИТОЙ?
Частый вопрос – что делать в случае нарушения прав на бесплатную медицинскую помощь?
Если вы получили отказ в оказании медицинской помощи по полису ОМС, не покидая медицинскую организацию, обратитесь:
- к руководству медицинской организации (заведующему отделением, заместителю главного врача по клинико-экспертной или лечебной работе, главному врачу);
- в свою страховую медицинскую организацию или ГУ ТФОМС ПК по телефону «горячей» линии 8-800-100-12-88.
По вопросам организации работы медицинской организации необходимо обращаться в Министерство здравоохранения Приморского края. Телефон «горячей» линии – 8 (423) 260-50-98.