Последнее сообщение о внушительном по размеру мазутном пятне в бухте Золотой рог размещено на сайте «Росморречфлота» 26 января. Площадь загрязнения составила 800 кв. м. Эксперты предположили: в море вылилось дизельное топливо. С поверхности специалисты собрали порядка 100 литров нефтеводяной смеси. Под подозрением - все без исключения суда, находившиеся в бухте в момент разлива. Однако шансы найти виновника - минимальные.
Через борт
«С целью установления виновника загрязнения акватории инспекторами были проверены суда, судовая документация, сделаны замеры в топливных танках в соответствии с установленным порядком…», - отчёты «Роспотребнадзора» как всегда безупречны. К замерам и документам претензий нет. Суда под прицелом и под контролем.
- Масштабы загрязнения - 800 кв. м. - это не слабо, - говорит Владимир ЩУКИН, директор приморского филиала морской спасательной службы «Росморречфлота». - Бывает хуже: разлив нефти прошлым летом в Золотом роге исчислялся километрами. Последствия аварии 26 января ликвидированы, предстоит разбор полётов.
Главной причиной загрязнений спасатели называют попустительство экипажей судов. Топливо при заправке льётся через край, стекает с коллекторов. Небрежно и в больших количествах сбрасывают льяльные воды.
- К сожалению, виновников в большинстве случаев найти не удаётся - продолжает Владимир Щукин. - Мы несём огромные затраты на ликвидацию нефтяных плёнок, без их компенсации. Служба «Росморречфлот» специализируется на очистке нефтяных разливов. Никто не учитывает - сколько нефтепродуктов попадает в воды вместе с мусором.
Тайное и явное
- Если большое пятно, наверняка, кто-то тайно ночью слил льяльные воды, - уверенно предположил Владимир РАКОВ, учёный-эколог. - Льют втихаря, пока никто не видит. Определить, с какого судна слив, практически невозможно - одна грязь смешалась с другой.
К периодическим разливам в Находке, Посьете, Владивостоке будто привыкли. Одним из угрожающих источников загрязнения экологи считают нефтебазу Тихоокеанского флота, расположенную на мысе Голдобина. Её системы неисправны - тёмные ручьи бурно стекают в Золотой рог.
- Более того, планируется расширение нефтебазы, - продолжает Владимир Раков. - Никто не думает о катастрофических последствиях разливов, военную базу проконтролировать сложно. Попадает мазут в море и с берегов - со стоянок, автозаправок. Ситуация тупиковая: нет организаций, контролирующих акватории, экологической полиции. Известно, что прошлой осенью во Владивостоке начались работы по исследованию неочищенных вод, но до реальных дел - далеко.
Наказания тайных и явных «сливщиков» нефти ужесточили. Штрафы ещё недавно составляли около 300 рублей, суммы увеличили в десять раз, но и этого мало. Нет инфраструктуры, которая бы перерабатывала отходы. Очистные сооружения работают примерно на 30%. Нет института и даже лаборатории экологических проблем.
В «Росморречфлоте» припомнили, как за разлив 8 января этого года в Рыбном порту честно ответил штрафом иностранный экипаж тихоокеанской республики Кирибате. Есть с кого брать пример, пока не утонули по уши в грязи.
Лилия ГРИБОЕДОВА
Фото Николая СЛАВЯНСКОГО