Управляющая компания «Востокцемент» заключила серьезный контракт на поставку щебеночной и скальной продукции на объект «Строительство автомобильной дороги Владивосток-Находка-Порт Восточный» накануне 2014 года. Столь удачная сделка, заключенная подразделением «ДВ-Цемент», в полной мере загрузит мощности щебеночных заводов группы компаний, что позволит им не только расширить свое поле деятельности в самом прямом смысле слова (для новых разработок уже осваиваются новые земли и карьеры), но и дать новые рабочие места с хорошей заработной платой приморцам. Достойный итог деятельности компании в текущем году. О том, как в целом поработала компания в 2013-м, рассказывает генеральный директор группы компаний «Востокцемент» Андрей Пушкарёв.
Римма Павлова: - Андрей Сергеевич, достижение серьезное, но автодорога – это не единственная знаковая стройка «Востокцемента»?
Андрей Пушкарёв: - Далеко не единственная. Правда, если для дорожных работ требуется наш щебень, на остальных объектах был востребован в основном цемент. Именно на нем возводились и возводятся такие масштабные объекты, как космодром «Восточный», судоремонтный завод «Звезда», Нижне-Бурейская ГЭС. Всего в текущем году только на эти три объекта было отправлено более 100 тысяч тонн цемента.
- Диверсификация по регионам работает в плюс?
- Безусловно. Вне сомнения, мы за эти годы привыкли к большим стройкам в Приморье. Но наше преимущество действительно в том, что география поставок не ограничивается Владивостоком и Приморским краем, а распространяется на все регионы Дальнего Востока. В каждом из них ситуация разная. И если Приморский край и Амурская область в этом году оказались в арьергарде, то Хабаровский край показал пусть небольшой, но прирост, пусть даже по отношению к прошлому году его можно назвать символическим. Хорошо реализуется наша продукция в Якутии, можно сказать, «ушла в прорыв» Магаданская область. То есть если подытожить, то в 2013 году высот мы особенных не взяли, но и позиций своих не сдали. На сегодняшний день по цементу идем с выполнением плана в 100%, это при том, что план текущего года — практически зеркальное отражение прошлогоднего. Может быть, несколько просели продажи товарного бетона и щебня, за счет того, что дальние перевозки не для этой продукции: бетон при долгой транспортировке теряет в качестве, щебень дорожает неимоверно. Тем не менее планы по щебню перевыполнены более чем на 20 %. План по асфальту уже выполнен на 120%.
- Вы упомянули «магаданский прорыв». Рынок весьма отдаленный, но «Востокцемент» представляет свою продукцию и там?
Магадан — рынок не просто далекий, но и достаточно локальный. Из года в год его объем потребления не превышал 30 тысяч тонн. Но сейчас там стартовал большой проект: началось строительство рудника имени Александра Матросова. Растет добывающее предприятие, в будущем — самый большой в мире рудник
по добыче золотоносной руды. С начала строительства мы поставили туда 60 тысяч тонн цемента — в два раза больше остального рынка Магадана.
- «Востокцемент» «добрался» до золота и бриллиантов?
В географическом понимании - да. К добыче, понятное дело, мы отношения не имеем. Однако якутская компания «Алроса» действительно наш давний партнер, более того, самый большой клиент «по тоннажу», ежегодно мы отгружаем для этой компании 150-160 тысяч тонн цемента и клинкера. Так что, наверное, можно сказать, что в каждом алмазе, пусть маленькая, толика карата - наша.
- Какие еще рынки покорились «Востокцементу» в 2013 году?
- Впервые чуть ли за последние десять лет мы отправили цемент на экспорт, пока только в Северную Корею, в приграничный город Раджин. Там строится порт, это совместный проект РЖД с Корейской стороной. Ушло пока не много, первые 14 тысяч тонн, но это — отдельная строчка в наших итогах и планах. В последний раз экспортные поставки осуществлялись в прошлом году, до этого в 2003 – в КНДР.
- Собираетесь ли вы на Сахалин и Камчатку?
- Пока наша доля присутствия на Сахалине и островных территориях очень маленькая, мы не можем выдержать конкуренцию с импортом из-за больших транспортных расходов. Мы вынуждены грузить продукцию на железную дорогу, везти в Ванино, месяц простаивать в очереди на паром, а потом платить за переправу.
- Какие производственные вопросы сегодня в приоритете у «Востокцемента»?
- В приоритете у нас вопросы качества. Именно качество нашей продукции делает ее конкурентоспособной на любом рынке. Но у нас достаточно отлаженная система контроля, и мы в своем качестве не сомневаемся. Хотя вопросы доставки как цемента, клинкера, так и топлива для их производства не могут не отражаться на конечной цене продукта. 19% себестоимости цемента составляет технологическое топливо. Да, цементное производство очень энергоемкое. Наше технологическое топливо - уголь. Покупаем мы его на Кузбассе, по полторы тысячи за тонну, а за доставку каждой тонны топлива платим 1800 рублей. Провозная же стоимость для ЦФО составляет 300, а то и 200 рублей. Та же экономия идет у них по другим составляющим производственной цепочки – электроэнергия, запасные части, дизельное топливо и другое. Вот, собственно, и весь секрет.
- Ваше качество подтверждается вашими партнерами, а это «Алроса», космодром «Восточный», судоремонтный завод «Звезда», Нижне-Бурейская ГЭС, Корея. Заказы знаковые, вы шли и идете на них с открытым забралом? Уверены в том, что справитесь?
Уверены. У нас за плечами наши заводы, наши производства. У нас есть люди, в которых мы уверены, мощности и возможности, которые мы прекрасно знаем, запас прочности у нас достаточно большой. Судите сами — загрузка мощностей в 2013 году Спасcкцемента – 46%, ТЦЗ – 41%. При необходимости дополнительно к факту выработки мы можем добавить миллион тонн. На следующий год предварительно запланировано выдать на-гора два миллиона тонн цемента, но если Родина скажет: «Надо три!», дадим, лишь бы на вопрос: «Когда необходимо?» нам сказали не «Вчера», а хотя бы «Завтра».