Примерное время чтения: 7 минут
223

Вези или уходи. Ситуация с паромами во Владивостоке напоминает беспредел

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Приморье 29/05/2013
Фото: Анатолий Сердюк

Владивосток, АиФ-Приморье. Однако неприятный осадок от диктата перевозчиков у горожан и островитян остался.

Раз за разом оставаться в роли заложников, пассажиры не хотят. Защитить их интересы в данном случае смогла только жесткая позиция городских властей. Других рычагов воздействия на монополиста не оказалось.

Без объявления

Очередной демарш владельцев компании «Мортранс» 20 мая оставил Владивосток без паромного сообщения с островами не в первый раз. Сценарий остался практически неизменным с декабря, когда компания в последний требовала увеличения городских дотаций. Отличие в одном. На этот раз перевозчики отказались выполнять рейсы с острова Русский, Попова, Рейнеке и полуострова Песчаный, не уведомляя мэрию. И, конечно, не информируя пассажиров. Островитяне остались брошены на произвол судьбы. Кто был лишен возможности добраться домой, вынужден был искать пристанище в городе. А кто на острове - без медпомощи и шансов уехать на материк.

- Люди с огромным риском оставляют дома детей и больных родителей. Они не скучающие туристы, те, для кого город - это место работы или службы, - говорит жительница Русского Галина СТЕПАНОВА. - В прежние времена паромы мог остановить только шторм или небывалый лед. Сейчас по любой прихоти бизнесмена всё становиться с ног на голову. Вовсе вопиющим оказался и тот факт, что людей привезли с Попова участвовать в пикете в защиту «Мортранса», а потом бросили, не дав вернуться домой. Это полный беспредел!

Не по сценарию

Впрочем, тщательно отрежиссированный срыв движения паромов на этот раз пошел не по сценарию перевозчиков. Власти города терпеть шантаж монополистов не стали и решили расторгнуть контракт на морские пассажирские перевозки. Грубые нарушения договора о сотрудничестве стали для этого полным основанием. Тем более что свою часть договора город выполнял добросовестно и платил дотацию за каждого перевезенного пассажира. «Всего-то» 165 млн руб. в год.

- Мы оказались готовы к такому развитию событий и выполнять условия, которые нам диктуют, шантажируя интересами пассажиров, не стали, - рассказал глава города Игорь ПУШКАРЁВ. - Нами был тут же поставлен на линию альтернативный перевозчик, а на Русский организованы рейсы новых компактных автобусов «Фольксваген». Наша позиция такова: или выполняй перевозки в рамках контракта, или мы найдем замену. Но вот так манипулировать людьми не позволим. Более того, мы откроем на Русском дополнительные автобусные маршруты, и это будет выгоднее для бюджета.

Претензии прежние

По официальной версии «Мортранса», перевозки были остановлены по требованию капитанов, которые якобы обеспокоены безопасностью пассажиров. Правда, абсурдность этих претензий лежит на поверхности, поскольку безопасность - зона ответственности самого «Мортранса». Истинные мотивы компания, по сути, сообщила открытым текстом, заявив о своем несогласии с установленными тарифами и требуя собрать совещание, где следует рассмотреть вопрос повышения дотаций. То есть претензия одна: «Дайте денег».

При этом, по мнению островитян, все дотации и доходы от перевозок на строительство объектов саммита компания использует неэффективно. Состояние судов отвратительное, флот не пополняется и не ремонтируется. Судя по всему, прибыль оседает в карманах владельцев и идет на зарплаты топ-менеджмента.

- Зарплаты экипажей нищенские. Из-за этого и разбегаются специалисты, которые прежде работали здесь, - говорит моторист Петр САМОЙЛОВ. - Готовы до последнего работать только старики, у которых выбора нет.

Кто в ответе?

Очевидно понимая, что в этот раз выиграть болевым приемом не получилось, «Мортранс» возобновил перевозки на острова. Однако у горожан и жителей островных территорий нет никаких гарантий, что это не повторится снова. Нет ощущения стабильности по той простой причине, что никто не привлек к ответственности зарвавшихся перевозчиков.

Администрация Владивостока, считая регулярно повторяющийся шантаж неприемлемым, направило «Мортрансу» официальное письмо о расторжении договора. И обратилась в прокуратуру.

- В этой ситуации многое решают условия взаимодействия, предусмотренные контрактом. В нем в первую очередь должны быть прописаны строгие санкции и штрафы за срыв договора, за его невыполнение или прекращение в одностороннем порядке, - считает адвокат Ирина БАЛАХНИНА. - Думаю, что позиция заказчика должна быть жесткой, поскольку речь идет об интересах пассажиров, о нарушении их прав. Закон содержит понятия форс-мажора, но не дает его толкования и критериев. И суд рассматривает их в каждом конкретном случае. Причем далеко не всегда признает условия форс-мажорными. 

Даешь выбор!

Пока материалы прокурорской проверки не обнародованы, пассажирам остается надеяться только на то, что интересы островитян будут защищены законом. Они целиком разделяют позицию: или вози пассажиров, или уходи с рынка перевозок. И уверены, что желающие наладить прибрежное сообщение, без которого нельзя жить в городе у моря, обязательно найдутся. И станут работать добросовестно и четко.

Кроме экономических рычагов и прямой угрозы оставить без доходов урезонить перевозчика нечем. И, конечно, давно пора ставить вопрос об альтернативе. И хорошо бы в лице муниципальной компании. А пока перевозчик частный - пассажир несчастный.

Комментарии

Заместитель транспортного прокурора Приморского края Александр СЕЛЕНЦОВ:

- Прокурорская проверка по срыву движения паромов еще идет. Но в нашей юрисдикции только безопасность плавания, условия посадки и высадки пассажиров. В частности, сейчас мы устанавливаем собственников пирсов, проверяем их состояние и будем побуждать к ремонту. К примеру, на Русском они принадлежат военному ведомству. Что касается штрафных санкций, то с этим предстоит определиться, тщательно изучив условия договора на выполнение перевозок.

Юрист Алексей ЗАГРЯДСКИЙ:

- Морские перевозки - специфичны, в них не обходится без форс-мажора. Но в данном случае основания для предъявления претензий есть. И даже в случае расторжения договора перевозчик обязан был еще 20 дней работать по договору, до тех пор пока не будет заключено новое соглашение.

Пассажир Андрей САВЧУК:

- Думаю, что в прокуратуру должен обратиться каждый, чьи интересы пострадали в результате этой безобразной выходки. Даже представить невозможно, что подобное могло произойти на железной дороге или в авиаперевозках. Выходит, что паромное сообщение - это отдельная тема, где все дозволено. И ни для кого не секрет, что аппетиты перевозчиков разыгрались не на шутку.

Депутат Думы Владивостока Александр ЮРТАЕВ:

- Портовый город не может оставаться без прибрежных перевозок. Думаю, что это направление заслуживает даже отдельной целевой программы. А учитывая, что прибрежное сообщение - это не только Владивосток, а почти весь юг Приморья, то в этом обязан поучаствовать и краевой бюджет. Флот пассажирских судов работает на последнем издыхании и скоро пойдет в утиль. А построить новые теплоходы и паромы можно только при финансовой поддержке края. И делать это нужно уже сейчас, потому что паромам, что называется «далеко за тридцать».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах