Примерное время чтения: 8 минут
94

Не отходя от кассы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Приморье № 14 06/04/2022
Под шумок многие магазины уже начали нечестную игру – «пробивают» большее количество товаров.
Под шумок многие магазины уже начали нечестную игру – «пробивают» большее количество товаров. / Станислав Ломакин / Из личного архива

На прошлой неделе посетителям супермаркетов, торговых центров Приморского края после оплаты на кассе начали выдавать короткие чеки, которые напомнили им о советских временах. На чеках словно стёрли перечень приобретённых продуктов и товаров. В торговых залах началась неразбериха, особенно среди представителей старшего поколения. Способов легализации чеков предлагалось несколько.

Куда за расшифровкой?

Уютный магазинчик в спальном микрорайоне Владивостока. Мини-маркет, где продаётся всякая всячина – от хлеба до корма для животных. Покупатели – жители окрестных домов, все «свои», очередей практически нет. Девушка на кассе делится новостями.

– Подорожал до 200 рублей, почти втрое! – она показывает компактный рулон термобумаги. – А нам, даже небольшому магазину, в день нужно больше десятка чековых лент! И мы несём убытки!

Короткие чеки стали внезапной реальностью в крупных супермаркетах приморской столицы. Так, жители Владивостока отмечают сеть магазинов «Самбери» – на Семёновской, Сахалинской, Шилкинской, в ТРК «Калина Молл» и «Седанка сити». Вместо длинного списка товаров с указанием цены на каждый – лишь итоговая сумма и QR-код.

Способы проверить чеки предлагались разные. В одном из супермаркетов установили терминал, который сравнительно быстро считывал QR-код и расшифровывал чеки в подробностях на экране. В других магазинах советовали обратиться к администратору, которого вечно не найдёшь, а ещё, к ужасу пенсионеров, просили скачать специальную программу, дабы получить электронный чек. Программы не загружались, коды не читались.

– Почему я должна какому-то кассиру называть свой номер телефона?! – возмущается бабушка.

Вскоре была озвучена официальная позиция сети «Самбери». «…сократили длину кассового чека для рационального использования термобумаги. Использование кассовых чеков в электронном виде – современная тенденция, которой следуют во всём мире. Увидеть полный чек вы можете, отсканировав QR-код. Меры носят временный характер», – говорится на сайте компании.

– Вам нужен чек? – тоскливо спросила на кассе продавец отдела бытовой химии и косметики. Кому был не нужен, не выдавали даже сокращённого варианта.

К слову, сооснователь и президент крупнейшей сети DNS в Приморье Дмитрий Алексеев ответил: «Мы не собираемся отказываться от бумажных чеков и будем выполнять требования законодательства в полном объёме».

Подозрительно и неудобно

– А по требованию Федерального закона № 53-ФЗ в бумажном чеке должен быть указан полный список наименований, цена единицы товара или услуги, сумма по количеству товаров и итоговая стоимость! – подтвердил консультант отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Приморскому краю.

Ранее Роспотребнадзор выступил с основательной рекомендацией – требовать длинные чеки! Но в тех магазинах, что перешли на короткие, ни требований, ни даже просьб не выполняли. Ситуацию подробно комментирует главный государственный налоговый инспектор контрольного отдела Управления ФНС России по Приморскому краю Владислав Ри:

– Торговые предприниматели России сигнализируют о таких проблемах, как многократное удорожание экспортной термобумаги, предназначенной для кассовых аппаратов, кроме того, в поставках происходит срыв логистической цепочки, – говорит инспектор. – По нашим сведениям, в крупных торговых компаниях Приморского края объёмов чековой ленты на сегодняшний день предостаточно. Пока речь идёт о возможных способах минимизации расходов чековой ленты.

– Налоговая служба позволяет переходить торговым сетям на «короткие» чеки (без указания номенклатуры товара)?

– Гуляет по Сети подобного рода информация, но она некорректна. Согласно законодательству, после оплаты товара продавец обязан выдать покупателю кассовый чек с указанием всех обязательных реквизитов, в том числе номенклатуры товара. Покупатель не обязан требовать кассовый чек, так как на пользователя контрольно-кассовой техники возложена обязанность – выдать чек при осуществлении расчёта! Федеральная налоговая служба на своём официальном сайте опубликовала информацию, в которой указано, что в отдельных случаях не будет штрафовать пользователей ККТ за отсутствие бумажного чека. Так, если термобумага отсутствует по объективным обстоятельствам (временно отсутствует на рынке). При этом расчёт должен быть зафиксирован в контрольно-кассовой технике, сохранён в фискальном накопителе. Повторюсь, в Приморье запасы чековой ленты пока есть!

После оплаты товара продавец обязан выдать покупателю кассовый чек с указанием всех обязательных реквизитов, номенклатуры товара.

Минимизировать расходы на приобретение кассовой ленты пользователи онлайн-касс могут, выдавая покупателям электронные чеки. В таких случаях обязательно согласие покупателя до момента расчёта на формирование такого чека (ссылки на получение электронного чека), который направляется на номер телефона или адрес электронной почты. При этом бумажный чек не печатается и не выдаётся покупателю.

В некоторых супермаркетах предлагают получить чек с помощью приложений, которые следует скачать на телефон.

– Мобильное приложение «Проверка чека», разработанное для гражданского контроля на официальном сайте Федеральной налоговой службы, действует без сбоев, – поясняет Владислав Ри. – Мобильное приложение можно скачать в сервисах App Store, Google Play. Программа сканирует напечатанный на чеке код, и на экране появляется полноразмерный кассовый чек с указанием всех позиций – номенклатура товаров, цена за единицу, количество купленного. Сервис доступный – я пользуюсь им как инспектор и как потребитель.

Убрать ненужное

Есть и другие варианты получения электронных чеков. Так, бумажный чек может не потребоваться в случае согласия покупателя на его получение через сервис «Мои чеки онлайн» и при указании в чеке номера телефона или адреса электронной почты покупателя.

– Многие торговые сети заводят на постоянных клиентов индивидуальную карту (это так называемый сервис лояльности), где указывается номер телефона, адрес электронной почты, и при покупке карта считывается. Остаётся только в этой системе подключить функцию направления электронного кассового чека, – отмечает инспектор.

– Система электронных чеков уже существует, принята во всём мире, – высказывается известный предприниматель Лариса Бутенко. – Вопрос в организации процесса. Электронные чеки экономят деньги на кассовую ленту, а затраты на бумагу в крупных магазинах огромные. Предпринимателей понять можно. Но согласен ли российский потребитель с электронным чеком? Не вызовет ли это сопротивления? Подозрительно и не очень удобно, особенно с точки зрения пенсионеров.

Как отмечает Лариса Бутенко, способов сократить чеки – множество. Ранее на них публиковалась информация в маркетинговых целях – о скидках и акциях, с просьбой оставить обратную связь. И даже фраза «Спасибо за покупку!» занимала лишнее место. Сегодня эти надписи уходят в целях экономии, остаются обязательные реквизиты, так, по этому пути пошла и торговая сеть компании «Реми».

Людей, которые сохраняют чеки, меньшинство, большая часть рулонов летит в мусорную корзину, тут же, не отходя от кассы. Многие эксперты в области экономики полагают: необходимо приучать граждан постепенно переходить на электронные чеки, предоставляя альтернативу обычному. Нужно продумать, как сделать максимально лёгким путь к потребителю.

Выразил своё краткое мнение и профессор кафедры права ДВФУ, доктор юридических наук, директор Центра по изучению организованной преступности Виталий Номоконов. Профессор полагает, что «в этой ситуации мутной воды нечестные будут ловить рыбу». Собственно, корреспондент «АиФ-Приморья», проверяя чек на терминале через код, обнаружила в списке пачку печенья, которую продавец «задержал» на ленте. Разобраться получилось моментально. Стоит призвать покупателей, несмотря на размер чеков или электронный их вариант, оставаться бдительными.

Важно!

Если продавец нарушает закон, не предоставил потребителю бумажный кассовый чек с указанием номенклатуры товара, не направил по требованию электронный кассовый чек на номер телефона или адрес электронной почты – необходимо обратиться в налоговую инспекцию. Телефон горячей линии «По порядку применения ККТ» Управления ФНС России по Приморскому края: 8 (423) 241-16-61.

Мнение власти

Виктор Евтухов, замглавы Минпромторга РФ:

 

– Кассовая лента в РФ подорожала в марте в два-три раза по сравнению с февралем, а в некоторых регионах отмечен ее дефицит. Ситуация сложилась из-за того, что розничные сети и банки использовали не только отечественную, но и импортную ленту. При этом у нас импортной ленты где-то 50%, может быть, даже больше объем рынка. Увеличение стоимости кассовой ленты в условиях санкций приведет к росту издержек розничной торговли в год приблизительно на 30 млрд рублей.

Мнение эксперта

Александр Юртаев, заместитель председателя общественной организации ПО «Опора России»:

 

– 99% покупателям не нужны чеки, они получают их и автоматически выбрасывают. Считаю, что с введением электронных чеков потребитель не пострадает. Чековая тема постепенно «умирает». Но если покупателю нужна распечатка, он вправе её потребовать. Можно возвращать испорченные и сомнительного качества продукты, так как они привязаны к базе магазина маркировкой. Бюрократии станет меньше, никаких особенных проблем не вижу. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах