Примерное время чтения: 7 минут
355

Спасёт АЭС? Как справиться с дефицитом электроэнергии на Дальнем Востоке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. "АиФ-Приморье" №37 11/09/2024
Электростанция в Артёме радует лотосами, но печалит объёмами выработки энергии.
Электростанция в Артёме радует лотосами, но печалит объёмами выработки энергии. / Софья Дарованная / АиФ

Дальний Восток уже в ближайшее время может столкнуться с серьёзным дефицитом энергомощностей. Бурное развитие промышленного производства привело к тому, что электроэнергии в регионе не хватает. Как восполнить дефицит и что делать с ветшающим советским наследием в отрасли?

Советское наследие

В начале августа Приморье на несколько часов погрузилось во тьму. Причиной стала авария на Лучегорской ГРЭС. Мощности действующих в регионе электростанций не хватило для того, чтобы справиться с проблемой.

Авария, оставившая без света всё Приморье, вновь заставила задуматься о перспективах энергетики региона.

Приморский край уже многие годы считается энергодефицитной территорией. Собственных мощностей Приморья давно не хватает. Потребление электроэнергии здесь уже превышает показатели советских времён.

Вся энергетика Приморья — родом из Советского Союза. Лучегорскую ГРЭС ввели в строй в 1974 году, Партизанской ГРЭС уже больше 65 лет, Артёмовская ТЭЦ скоро отметит 90-летний юбилей.

За последние 20 лет в Приморском крае появились только два объекта «большой» энергетики. Это ТЭЦ «Восточная» во Владивостоке и мини-ТЭЦ на Русском острове. Последние, впрочем, больше относятся к коммунальной энергетике и закрывают локальные потребности объектов на самом острове.

Существующие же объекты постепенно ветшают. Их реконструируют. Но этого всё равно не хватает.

Проблема дефицита решается сейчас за счёт перетоков электроэнергии из Амурской области. На сегодняшний день это единственный регион Дальнего Востока, где производство электричества больше его потребления за счёт мощных гидроэлектростанций. Но и здесь все не просто.

Обратная сторона экономического роста

Уже сейчас действующая энергосистема Приморья не отвечает темпам промышленного роста в регионе. Она тормозит экономическое развитие территории.

«Приморье и дальше будет сталкиваться с проблемой нехватки мощностей — как сетевого хозяйства, так и генерирующего», — отметил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Приморские проблемы полностью соответствуют тому, что происходит в энергетике всего Дальнего Востока. Что с этим делать, обсуждали на Восточном экономическом форуме.

По словам министра энергетики РФ Сергея Цивилева, темпы потребления электроэнергии в Дальневосточном регионе выше средних по стране. Если среднероссийское энергопотребление за год выросло на 1,5 процента, то на Дальнем Востоке оно увеличилось на 3,9 процента.

Серьёзный дефицит мощностей прогнозируют и сами энергетики.

«Если говорить про объединённые энергосистемы Востока, то на горизонте 2030 года мы видим около 10 млрд киловатт-часов прогнозного дефицита», — говорит председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» Фёдор Опадчий.

Причём эту проблему невозможно решить за счёт энергоперетоков из Сибири.

«Пропускная способность сооружений не позволяет в полной мере запустить перетоки из российских регионов, где существует профицит электроэнергии, в дальневосточные регионы, которые в подавляющем большинстве энергодефицитные. Это для нас вызов, и эту проблему мы также должны решить», — отмечает министр энергетики страны.

При этом вся энергетическая инфраструктура, по его словам, должна развиваться опережающими темпами, а не следовать за существующими и плановыми потребностями промышленности.

Кроме того, по словам Сергея Цивилева, крайне важно, чтобы стоимость электроэнергии на Дальнем Востоке обеспечивала конкурентоспособность российских производств здесь на мировом рынке. Кроме того, коммунальные платежи за тепло и электроэнергию в регионе должны быть такими, чтобы они не отпугивали от региона людей.

«Сейчас мы зачастую, выбирая из вариантов строительства, склоняемся к тем, которые требуют меньших затрат. Это в корне неверный подход, рассчитанный на обслуживание сиюминутных интересов. Надо мыслить долгосрочной перспективой и выбирать те проекты, которые обеспечат конкурентную цену электричества на всём протяжении эксплуатации генерирующего объекта», — подчеркнул министр энергетики.

Пути выхода

Их предлагается несколько. Во-первых, необходима существенная модернизация уже существующих мощностей. Наряду с проектами реконструкции Партизанской ГРЭС, Владивостокской и Артёмовской ТЭЦ необходимо увеличить выработку электроэнергии на Приморской ГРЭС. В её реконструкцию планируют вложить не менее 70 миллиардов. Чтобы частично компенсировать эти вложения энергетиков, правительство региона предоставит им налоговые преференции.

Модернизация объектов Приморской ГРЭС включает девять этапов и предусматривает обновление всех девяти энергоблоков. Запланированы замена и улучшение оборудования главного корпуса, сооружений топливоподачи первого и второго ввода, сооружений технического водоснабжения, топливно-транспортного хозяйства.

Ещё одним путём выхода из сложившегося положения называют развитие атомной энергетики. По словам генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексея Лихачёва, это уже назревшая необходимость.

«Строительство атомной станции в Приморье было запланировано ещё в советское время, во второй половине 80-х годов. Сейчас настало время вернуться к этому проекту», — отметил он.

В Приморском крае АЭС возведут на территории ЗАТО Фокино. Её мощность составит 1,2 МВт. Это позволит гарантированно обеспечить энергией юг Приморского края, закроет потребности ТОР новых крупных производств, в том числе судоверфи, которую возведут во Владивостоке.

«И это очень хорошие реакторы, современные, имеющие большой потенциал использования в следующем уровне развития атомной энергетики. Это, конечно, экологически чистое производство электроэнергии и абсолютно от импорта независимое», — подчеркнул Лихачёв.

Но без широкого обсуждения с населением региона такие проекты невозможны.

«Мы придём к вам и будем договариваться. По-другому — никак», — подчеркнул глава «Росатома».

Мнение эксперта: Генеральный директор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин:
– Сейчас необходимо определить варианты финансирования реконструкции энергетики Дальнего Востока. Заложенных в энерготариф средств на это не хватит. А поднимать тариф мы не можем. Если мы не вкладываемся в модернизацию должным образом, то это приведёт к печальным последствиям. Вначале пойдёт рост аварийности, дальше пойдут веерные отключения, дальше – самые негативные последствия. Об этом мы уже говорим больше 10 лет. К сожалению, ко всем нашим обращениям относятся как к «плачу Ярославны».

Лихачёв понимает, что появление атомной энергетики на Дальнем Востоке сопряжено с огромными проблемами. Прежде всего, это отсутствие кадров. И начинать её решать надо задолго до закладки фундамента новых АЭС.

Кроме того, по словам министра энергетики России Сергея Цивилева, необходимо рассмотреть возможность строительства в Приморье гидроэлектростанции. Это не только сократит дефицит энергомощностей. Гидротехнические сооружения ГЭС позволят защитить территорию края от паводков.

Президент России Владимир Путин поручил разработать энергетическую стратегию Дальнего Востока на период до 2050 года. Эксперты отрасли говорят, что без президентского внимания в этом вопросе никак не обойтись. Главное, что теперь услышали главу государства.

Почему отключилась Лучегорская ГРЭС?

Причиной августовской аварии на Лучегорской ГРЭС, которая на несколько часов оставила без света весь регион, стал человеческий фактор. Об этом заявил министр энергетики РФ Сергей Цивилев в ходе лекции российского общества «Знание» на полях Восточного экономического форума.

«Почему произошла эта ситуация, я уже понимаю. Это, увы, человеческий фактор. Но мы сейчас делаем очень серьёзные выводы, работает целая комиссия. После окончания её работы мы обнародуем её выводы. Будем разбирать на всей территории России этот случай, со всеми федеральными органами его обсуждать», — заявил министр.

В подробности инцидента Цивилев не стал вдаваться, однако подчеркнул, что это не системная проблема, а частный случай, вызванный нарушениями правил эксплуатации.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах